Поделки из рыбьей чешуи. Fish Art - картины из рыбьих костей Елены Журавской. Корр


В семье украинской художницы Елены Журавской к столу каждый день подают блюда из рыбы: леща, карпа, толстолобика, селедки, щуки... И дело вовсе не в том, что рыбу здесь предпочитают другим продуктам. Елена Журавская - автор уникальных картин, которые состоят из рыбьих косточек , чешуи и даже рыбьих глаз, тщательно обработанных, отполированных и покрытых перламутровым лаком. Этому искусству она обучилась самостоятельно, и теперь каждый день совершенствуется в своем необычном хобби, а выставки ее картин крайне популярны и неизменно многолюдны. Шутка ли, такая красота, а всего лишь рыбьи косточки.


Впрочем, что здесь странного? Из слоновой кости уже давно делают потрясающие вещицы, которые также можно назвать произведениями искусства, вот мастерица и решила пустить в ход самые доступные кости, тем более, что добывать их можно самостоятельно. Рассказывая о своем творчестве, Елена Журавская смеется, что привлекает к работе всю семью: супруг приносит с рыбалки улов, она его чистит и готовит, домочадцы с удовольствием едят, а кошки помогают справляться с тем, что осталось несъеденным. Получив гору костей, художница их тщательно моет, очищает от остатков мяса, полирует и покрывает лаком, а рыбьи глаза вываривает до такой степени, чтобы они окончательно затвердели, превратившись в горошины, - и начинает выкладывать мозаику на черном бархате.





Пользуясь зубочистками, маникюрными ножницами и пилочкой, кисточкой и лаком ПВА, Елена Журавская сперва подгоняет части мозаики друг к дружке, переставляя и перестраивая композицию до бесконечности, пока она не станет идеальной. На это уходит иногда одна ночь, иногда неделя, а две последние картины, большие и сложные, художница выкладывала около года. Некоторые косточки ей приходится подрезать и подпиливать, а бывает и необходимость их согнуть, скрутить или выпрямить, если того требует композиционная задумка. Но иногда попадаются уже готовые "драгоценности" - так можно назвать кости интересной, необычной формы, которые встречаются у экзотических морских и океанских рыбин, редко попадающих на прилавки наших магазинов.





Работать с костями и чешуей Елена Журавская начала больше семи лет назад. Все делала сама, по наитию, ведь учебников и мастер-классов по этому виду искусства еще не придумали. Сегодня она уже сама проводит мастер-классы, рассказывает об особенностях и тонкостях работы с таким необычным и по-своему капризным материалом как кости и чешуя разных рыбин. Выставки картин Елены Журавской проходят как в родном Киеве, так и в других городах России и Украины.

В семье украинской художницы Елены Журавской к столу каждый день подают блюда из рыбы: леща, карпа, толстолобика, селедки, щуки... И дело вовсе не в том, что рыбу здесь предпочитают другим продуктам. Елена Журавская - автор уникальных картин, которые состоят из рыбьих косточек , чешуи и даже рыбьих глаз, тщательно обработанных, отполированных и покрытых перламутровым лаком. Этому искусству она обучилась самостоятельно, и теперь каждый день совершенствуется в своем необычном хобби, а выставки ее картин крайне популярны и неизменно многолюдны. Шутка ли, такая красота, а всего лишь рыбьи косточки.

Впрочем, что здесь странного? Из слоновой кости уже давно делают потрясающие вещицы, которые также можно назвать произведениями искусства, вот мастерица и решила пустить в ход самые доступные кости, тем более, что добывать их можно самостоятельно. Рассказывая о своем творчестве, Елена Журавская смеется, что привлекает к работе всю семью: супруг приносит с рыбалки улов, она его чистит и готовит, домочадцы с удовольствием едят, а кошки помогают справляться с тем, что осталось несъеденным. Получив гору костей, художница их тщательно моет, очищает от остатков мяса, полирует и покрывает лаком, а рыбьи глаза вываривает до такой степени, чтобы они окончательно затвердели, превратившись в горошины, - и начинает выкладывать мозаику на черном бархате.

Пользуясь зубочистками, маникюрными ножницами и пилочкой, кисточкой и лаком ПВА, Елена Журавская сперва подгоняет части мозаики друг к дружке, переставляя и перестраивая композицию до бесконечности, пока она не станет идеальной. На это уходит иногда одна ночь, иногда неделя, а две последние картины, большие и сложные, художница выкладывала около года. Некоторые косточки ей приходится подрезать и подпиливать, а бывает и необходимость их согнуть, скрутить или выпрямить, если того требует композиционная задумка. Но иногда попадаются уже готовые "драгоценности" - так можно назвать кости интересной, необычной формы, которые встречаются у экзотических морских и океанских рыбин, редко попадающих на прилавки наших магазинов.


Работать с костями и чешуей Елена Журавская начала больше семи лет назад. Все делала сама, по наитию, ведь учебников и мастер-классов по этому виду искусства еще не придумали. Сегодня она уже сама проводит мастер-классы, рассказывает об особенностях и тонкостях работы с таким необычным и по-своему капризным материалом как кости и чешуя разных рыбин. Выставки картин Елены Журавской проходят как в родном Киеве, так и в других городах России и Украины.

Наша страна омывается большим количеством морей и океанов, имеет сотни озер и рек, и рыбный промысел у нас развит повсюду. Поэтому мы и имеем возможность использовать отходы рыбы — ее косточки и чешуйки для интересной работы.

Рыбья чешуя — это роговые или костные образования. Наиболее крупная чешуя у сазана, карповых рыб, окуня, сига и т. д. Очищая рыбу для приготовления пищи, соберите чешую, промойте ее в теплой воде и несколько раз в холодной и разложите на доске или газете.

Крупная, мягкая чешуя свернется и будет иметь довольно неприглядный вид. Плотной и ровной останется лишь чешуя окуня и судака. Поэтому она особенно хороша для работы. Обладая прочностью и зубчиками на одной из сторон, как у гребешка, эти чешуйки пригодны для объемной выкладки узоров.

Крупная чешуя карповых рыб используется для плоской инкрустации и мозаичного выклеивания, выкладки декоративных цветов, для оклеивания снежного пейзажа в макетах.

Выкладку узоров из твердой чешуи выполняют по предварительно созданному рисунку на пластической массе или мастике. Изделие либо покрывается мастикой, либо целиком изготовляется из пластической массы. Рецептов для изготовления пластмассы много. Наиболее доступен следующий.

Разваренный в клеянке столярный клей смешивают с древесными опилками до очень густой массы и тщательно перемешивают. Затем в эту массу добавляют на 0,5кг 20граммов парафина либо воска 15граммов. Теплую, еще не остывшую массу раскатывают бутылкой и формуют из нее любые формы и плоскости. Сушат пластмассу двое суток. Просушив изделие только сутки, приступайте к вклеиванию по нему узора из рыбьей чешуи.

Прозрачные рыбьи чешуйки отливают перламутром и хорошо смотрятся на белом или на черном фоне.

Второй рецепт такой: в 0,3 литра воды размочите и разварите 100 граммов плиточного столярного клея и мякоть одной русской булочки. Затем добавьте в него 25граммов плавленого сыра и белок куриного яйца. Хорошо размешивайте эту массу руками, как тесто, и раскатайте в лепешку — толщиной не менее 3—4 миллиметров. Фигурное изделие вырезается из пластмассы мокрой формочкой. Если вы хотите сделать шкатулку из раскатанной лепешки, вырежьте прямоугольные или квадратные формы стенок, дна и крышки. Все вырезанные формы положите на промасленную бумагу, прикройте тоже промасленной бумагой и заложите между досочками с небольшим грузом. Дав форме отстояться четыре-пять часов, приступайте к выкладке узора. Отдельные части шкатулки соединяют друг с другом, склеивая яичным белком и досушивая уже без груза.

Не следует сушить изделия из пластмассы возле печи или в таком месте, где очень тепло.

На рисунках мы даем варианты выкладывания узоров как твердой чешуи, так и в комбинации твердой чешуи с мягкой, вперемежку с рыбьими косточками.

На коробке, шкатулке выкладывайте из чешуи узор только на крышках. Бока должны остаться гладкими.

Когда то или иное изделие высохнет, покройте его бесцветным цапон-лаком.


Техника выкладывании узоров

Рисунок узора наносится на пластмассовую поверхность через копировальную бумагу легким нажимом карандаша. Умеющие рисовать исполняют рисунок, глядя на рисунок, исполненный ими предварительно на бумаге. Рассмотрим внимательно один из предложенных здесь рисунков. Розочки (А) исполняются вдавливанием твердых чешуек, поставленных на ребро и вверх зубчиками.


Листья (В) делаются из двух развернутых и слегка наклоненных половинок чешуек. Колокольчики (Г) образуются из подобранных по размеру от большой к меньшей чешуйке, с сильным наклоном ребра в правую сторону.

Вьюнки (Б) состоят из ребристо поставленных чешуек-кружочков и плоско вдавленного основания. Виноградинки делают либо плоскими, либо мелкую мягкую чешуйку закручивают над паром в комочек.

Стебельки, веточки выкладывают из поставленных на ребро чешуек, сильно вдавливая и тем самым образуя сплошную линию.

Работа эта мелкая, кропотливая, похожа на ювелирную. Она требует вкуса и терпения. Но результаты настолько хороши, что мы очень советуем ею заняться.

Вдавливание чешуек в пластмассу производится нажимом пальцев, а перенос чешуек, наклоны и отбор их — с помощью маленьких пинцетов.

О работе с рыбьей костью можно сказать следующее: хорошо промытые кости от рыбьих голов, хребта и у плавников различных рыб имеют очень разнообразные формы. Особенно интересны кости из головы судака и наваги. Верхние плавники у окуней, щук и многих других рыб тоже имеют интересные разновидности иглоподобной формы. Хребтовые, кости наваги, например, хороши для выкладывания листьев, крыльев бабочек. В голове наваги, у макушки, находятся две овальные косточки белого цвета, по форме напоминающие лепестки ромашки.

Из крупной чешуи сазана, зеркального карпа и цветной чешуи черноморской рыбки зеленухи можно вырезать квадратики и ими обклеивать плоскости в картонных и фанерных изделиях. Очень красивым получается обклеенный шашечками чешуи письменный прибор, изготовленный из картона. Клеить чешуи можно на клее «БФ-2» и целлулоидных клеях, плотно прижимая каждый вырезанный квадрат чешуи. Затем их надо обязательно сушить под прессом.

Готовое изделие для лучшей сохранности покрывают вместо лака тонким слоем клея «БФ-2» либо заливают казеином, обработанным борной кислотой.

Кроме описанных раньше пластических масс, основой для выкладывания различных узоров из чешуи и косточек может служить изделие, вырезанное из непригодных патефонных пластинок. Свойство патефонных пластинок размягчаться в горячей воде и легко резаться ножницами давно известно. Вырезав из пластинки нужную форму, пластинку вынимают из воды и, положив на дощечку, переводят на нее иглой рисунок. Затем маленьким электропаяльником слегка растапливают пластмассу в том месте рисунка, где это нужно, левой рукой с помощью пинцета вставляют в расплавленную пластмассу чешуйки.

Так вкрапливается чешуя по всему рисунку. Шкатулку можно сделать из кусков патефонной пластинки. Части шкатулки сваривают друг с другом также паяльником.

Работу эту следует выполнять ребятам старшего возраста, умеющим обращаться с паяльником.

Ожерелье из рыбьих костей


Оригинальное и красивое ожерелье можно сделать из рыбьих косточек. Вдоль хребта осетрины, белуги и всякой другой так называемой «красной» рыбы расположены твердые, остроконечные, напоминающие звездочки косточки. Когда у вас на обед будет красная рыба, не выбрасывайте косточки. Промойте их в горячей воде, прокипятите, чтобы они не пахли рыбой, и высушите. Косточки станут чистыми, белыми и очень красивыми. Нарежьте из белого бельевого материала маленькие кружочки величиной меньше косточек и возьмите суровую нитку. Начинайте приклеивать косточки к нитке в следующем порядке: возьмите первую косточку, намажьте ее с обратной стороны клеем «БФ-2», намажьте также клеем кружочек из материала. Когда клей слегка подсохнет (не будет прилипать к рукам), намажьте косточку и кружок еще раз клеем, выждите немного, положите нитку на косточку, сверху нее наложите кружочек из материала, крепко зажмите косточку и кружочек между пальцами и подержите так несколько минут. Затем таким же образом приклейте вторую косточку и т. д., пока не образуется ожерелье необходимого размера.

На столе у Елены Журавской рыба гость ежедневный. Чего только не готовят в её семье - и карпа, и селедку, и щуку, и множество других видов рыб. И дело не в особой любви к рыбе домочадцами женщины. Просто Елена создает удивительные неординарные картины из рыбьих чешуек, косточек, а иногда даже глаз. Перед созданием картин художница материал полирует и покрывает лаком.

Женщина сама научилась делать картины и такого необычного материала а с каждым днем её работы становятся все более совершенными. На выставки этих творений ходит множество людей. Ведь это невероятно - такая прелесть, сделанная из рыбьих скелетов.

Но ничего особо необычного тут нет, если задуматься. Ведь слоновья кость с давних времен популярна, а наша мастерица решила работать с более доступным материалом, который можно добыть лично.

Муж Журавской исправно ходит на рыбалку, сама Елена его готовит, потом кушают рыбу всей семьей, смотрят самые веселые Сваты 6 . Кошки доедают остатки, а далее уже кости промываются и после полировки покрываются лаком. Чтобы выложить мозаику из рибьих глаз, первоначально их нужно выварить до состояния твердых горошин.

В работе художница использует ножницы, зубочистки, пилочку, лак ПВА... Очень долгое время уходит на подгон частей картины. Две свои последние картины художница делала около года.

Бывает такое, что для композиции косточки нужно подрезать, согнуть или выпрямить, а бывает, что находятся настоящие шедевры - в основном в экзотических рыбках, которые у нас нечасто встретишь в магазинах.

Писать красками по холсту сейчас не модно, поэтому место акварели и гуаши ныне занимают куда более креативные материалы для создания картин. Важное место в этом направлении принадлежит созданию полотен из отходов.

Писать красками по холсту сейчас не модно, поэтому место акварели и гуаши ныне занимают куда более креативные материалы для создания картин. Важное место в этом направлении принадлежит созданию полотен из отходов. И из чего мастера только не создают свои шедевры: и из песка, и из металлических и пластмассовых отходов, и даже из пробок от бутылок. А вот украинка Елена Журавская делает свои картины при помощи костей и рыбьей чешуи.

Посмотрев на замечательные цветы, которые изображены на черном благородном бархате, никогда не угадаешь, что это рыбьи остатки. Абсолютно каждую работу от самого начала и до конца мастерица проделывает сама: она рыбу ловит, готовит, ест, а потом выбирает косточки, из которых позже создаются невероятно красивые аппликации.


Рыбалка - одно из самых любимых занятий художницы еще с юности, научил ее этому интересному хобби отец. С той поры рыба для Елены - дело жизни.

Несмотря на всю ювелирность работы, Елена не пользуется микроскопом или увеличительными стеклами. В арсенале ее инструментов есть предметы, которые есть в каждом доме: клей ПВА, кисть, зубочистки, ножницы, пилочки и прозрачный лак для ногтей.

Более того, этот интереснейший вид аппликаций не является новинкой, и Елена Журавская лично знает с некоторых представителей рыбного искусства, но каждый художник имеет свою техника создания картин и свою тему. Елена представляет, как когда-то одна общая выставка сможет объединить их усилия.

Поделиться: