Презентация обучение рисованию в доу. Тема: «Возрастные особенности детского изобразительного творчества». Способы рисования в раннем возрасте

МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 Организация и методика изодеятельности (рисования) в детском саду

Шелудякова Наталия Дмитриевна

Воспитатель, руководитель студии «Мастерилка»


Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств , рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.


В процессе рисования совершенствуются: Наблюдательность, Эстетические эмоции Художественный вкус Творческие способности Творческая активность Творческое воображение Ориентировка в эстетической и художественной культуре своего народа Доброта сердца Чуткость души Действенная любовь ко всему прекрасному


Что же делает рисование столь желанным для детей?

  • Во-первых, оно доступно : рисовать можно чем угодно, на чём угодно и где угодно;
  • во-вторых, это деятельность, сопровождаемая активными чувственными переживаниями : волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;
  • в-третьих, оно познавательно , ибо помогает разглядеть, узнать, уточнить, понять многое, да и показать в рисунке свои знания;
  • в-четвертых, оно выразительно : в рисунке можно многое выразить, и порою с меньшими трудностями, чем в словах (свои душевные волнения, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения и др.);
  • в-пятых, рисование продуктивно : рисуешь, и обязательно

что-то получается. Рисунок - это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно повесить их на стенку,

подарить, отложить, вновь достать и рассматривать.


Основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида, рисование отдельных предметов: - сюжетное - декоративное. Так же имеет своё место - нетрадиционное рисование.


Рисование отдельных предметов Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов , для всех возрастных групп являются следующие: - научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; - научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; - передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; - развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.


Сюжетное рисование. Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие: - научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; - научить передавать взаимодействия между объектами; - научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве. Не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете , а все детали он выполняет по своему желанию . Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления.


Декоративное рисование. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Общими задачами декоративному рисованию , являются : - развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; - развивать чувство цвета; - развивать способности различать стили (дымковская, гжель, палех и т.д) в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве; - совершенствовать технические навыки кистью и карандашом.


Нетрадиционное рисование. Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствуют в большей мере развитию фантазии, логики, мышления. При данном способе ребенок учится мылить нестандартно. Нетрадиционное рисование дает возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов. Еще один огромный плюс нетрадиционного рисования – легкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Одновременно разнообразные способы можно сочетать, получая в итоге реалистичные эффекты.


В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.


На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике. На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка. На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»


Творческие проявления детей

На 2 году жизни дети ещё не могут преднамеренно изображать какие –либо определённые предметы и явления. Интерес к изобразительной деятельности возникает в результате подражания взрослого. Этот период исследователи называют

«доизобразительным» .

Во второй половине 2-го года жизни всё чаще появляются следы от карандаша на бумаге. Вначале дети покрывают лист бумаги точками, штрихами, затем неотрывными дугообразными линиями, после этого линии закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются, появляются зигзаги.

Затем дети овладевают вращательными движениями, в

результате чего получаются неотрывные

спирали, мотки.

Постепенно в рисунке исчезает

хаотическое

нагромождение линий, и всё чаще

возникают более

чёткие графические изображения.


Творческие проявления детей

Дети от 2 лет – 2 лет 6 месяцев с интересом рисуют, однако не все ещё могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего, так как в этом возрасте отсутствует преднамеренность в изображении. Рука ребёнка неуверенно держит карандаш. Иногда появляются изображения неопределённых форм, которым ребёнок даёт различные названия, ассоциации их по цвету или формам предметов.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет увереннее держат карандаш, кисть. Узнавание – новый этап в развитии изобразительной

деятельности. Штрихи, линии дети иногда называют

«дождики», «огоньки», «лепёшки».

Постепенно детей

привлекает не только процесс

закрашивания, но и

цветовые пятна. Дети ритмично наносят

всему листу бумаги или закрашивают

его полосками.

В изобразительной деятельности детей

возникают

первые творческие проявления.


Способы рисования в раннем возрасте

Знакомство с кисточкой как с художественным инструментом

Примакивание кисточкой

Рисование прямых, волнистых, пологих и запутанных линий (вести кисть по ворсу, а так же точек.

Рисование кисточкой круга

Рисование вертикальных линий разной длинны

Обыгрывание и дополнение контурного рисунка или аппликации

Раскрашивание объекта в раскраске состоящий из частей

Дорисовывание аппликации (ножки, крылышки, глазки, клювик)

Сочетание в одном образе разные линии: рисовать большой круг и несколько лучей – прямых и волнистых.

Нетрадиционное рисование

Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек

(прямые и волнистые).

- «Принт» (печать листьями)

Рисование пальчиками.(оставлять на бумаге отпечатки одно-

и дву- цветные)


Дети младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности. Дети 3 лет могут создавать очертания определённой формы, с помощью которой передают различные образы. Передают детали одежды, черты лица и др. Изображения предметов, персонажей приобретают пространственное соотношение, не всегда понятное взрослым. Он легко ориентируется в лабиринте линий и форм. Линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления. Рисование красками в младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, является приоритетным. Среди методов обучения младших дошкольников имеет место «сотворчество» воспитателя с детьми. Дети проявляют желание использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.


Дети 3 – 4 лет знакомятся с некоторыми предметами декоративно прикладного искусства: узнают яркие цветы в узоре.

В созданном ребёнком образе находит отражение наиболее существенное, характерное для данного персонажа (у мишки круглые уши, у девочки на голове бантик).

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления.

Рисование красками в младшем дошкольном возрасте,

как и в раннем, является приоритетным, так как яркие

цвета воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка.

При этом быстрее возникают ассоциативные образы.


К 4 годам наступает вторая ступень изобразительной стадии : ребенок делает важное мировоззренческое открытие - окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними - линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал - "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам – выше всех членов семьи.


Способы рисования в младшей группе

Рисование крупных двуцветных предметов

Рисование овальных предметов.

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы

Знакомство с явлением контраста «светлый – тёмный»

Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий

Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы

Рисование декоративное

– филимоновская роспись.

  • волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание
  • Нетрадиционное рисование

Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек

(прямые и волнистые).

«Принт» (печать листьями)

Рисование пальчиками.(оставлять на бумаге отпечатки

одно- и дву- цветные)

Рисование ватными палочками

Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому

Рисование с приёмом «приманивания» кисточкой


Творческие проявления детей

Для детей 5-го года жизни характерны активность, самостоятельность, любознательность, наглядно-образное мышление, развитая речь.

В этот период происходит усложнение структуры изобразительной деятельности, проявляются новые её подвиды: декоративное рисование на основе восприятия детьми изделий декоративно-прикладного искусства.

Предметное рисование в средней группе способствует развитию сюжета. Украшение изображённого в рисунке персонажа вносит элементы декоративности. Процесс рисования приобретает сюжетный характер.

Дети изображают предметы и явления окружающей

действительности. Усложняя процесс создания

графического и живописного изображения,

поэтому средства выразительности в рисунке

(цвет, линию, форму, композицию) дети

используют в разных сочетаниях.


В рисунках появляются фигуры животных, человека, которые ребёнок располагает ритмично в ряд, внизу листа (фризовая композиция).

Дети проявляют стремление к украшению изображений домов, машин, фигуры человека, его одежды и т.д. Происходит перенос элементов декоративного узора в сюжетное рисование.

Эстетические оценки детей очень элементарны: «красиво - некрасиво», «нравится - не нравится» . Однако некоторые омечают сочетание красок, линий, форм, выделяют рисунки в которых их привлекают сюжет, изображение природы, мир животных, сказочные образы.


Способы рисования в средней группе

Рисование предметное по замыслу

Сюжетное (передача особенностей внешнего вида)

Рисование по представлению (передача в рисунке характера и настроения героев)

Рисование красками по мотивам литературного произведения (простые графические сюжеты)

Рисование декоративное

Точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия)

Обведение кисти руки и создание узора

Рисование на аппликационной основе

Рисование контрастных по размеру образов

Рисование дидактическое (цветоведение)

Нетрадиционное рисование

Рисование модульное пальчиками и ватными палочками

Рисование – фантазирование (фантазийные образы):

  • с рисованием пальцами, ладошками, отпечатками
  • разными предметами.

Творческие проявления детей

Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста (6 год жизни )значительно богаче по средствам изображения и содержанию, чем в предшествующих возрастах. В этом возрасте у детей особенно ярко появляется тенденция к самовыражению, самоутверждению. Стремление к созданию новых композиций является основой изобразительного творчества старших дошкольников.

Дети стали наблюдательнее, замечают и выделяют красоту цветовой гаммы, пропорций, многообразие форм предметов, выразительность характерных черт персонажа.

Благодаря координированным, плавным движениям рук,

зрительному контролю улучшается качественное

выполнение рисунка.

В собственном творчестве дети используют

то или иное

средство для передачи художественного

образа, чётко

мотивируя свой выбор.

Дети свободнее владеют пространственным


Способы рисования в старшей группе

Рисование простых сюжетов

(передача движений человека, взаимодействий и отношений между персонажами)

Рисование декоративное (беспредметные –абстрактные композиции)-безотрывное рисование карандашом, фломастером, кистью по бумаге.

Декоративное рисование

По мотивам хохломской росписи

- Дымковская роспись

По замыслу, заполняя всё пространство на листе бумаги (растительные, зооморфные, геометрические)

На объёмной фигуре (на вылепленной игрушке) – украшение кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами

  • построение кругового узора из центра, симметрично располагая

элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам

По народным потешкам и песенкам

Рисование по представлению

Рисование по описанию (загадок и стихов)

Рисование с натуры


Рисование цветовых композиций (смешивание разных красок для получения «зимних», «весенних», «летних», «осенних» композиций). Рисование – экспериментирование - палитра – тёплые оттенки - с различными художественными материалами и инструментами Сюжетное рисование -по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений -передавая движения, взаимодействия и отношения детей Рисование предметное - рисование широкой линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом - рисование – дидактическое (цветоведение) Рисование по замыслу - выразительная фигура человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики - улыбка, смех Рисование с опорой на фотографию (портрет) Нетрадиционное рисование Рисование – фантазирование Рисование экспериментирование с различными материалами и кляксография Рисование в технике «по мокрому»(цветовая растяжка, лессировка) Рисование на камешках по замыслу


Творческие проявления детей

К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире.

Дети свободно передают многообразие окружающей действительности: картины природы, сцены из жизни и сюжеты сказок, литературных произведений (живописные и графические образы). Многие предметы, образ человека, сказочных персонажей они изображают в рисунке, в сюжетной композиции, используя различные выразительные средства.

Определяют тёплые и холодные тона.


Способы рисования в подготовительной группе

Рисование декоративное

  • модульное
  • с элементами письма
  • по мотивам кружевоплетения (точка, круг, завиток, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля)
  • оформление лепных поделок по мотивам « Дымковской» (Вятской) игрушки
  • По мотивам «Гжели» двухчастные контрастные композиции
  • по мотивам « Городецкой» росписи

Рисование сюжетное

  • передача движения и эмоциональное состояние объектов,

изображение позы

  • по замыслу
  • пейзажное

Рисование по замыслу - несложные сюжеты и пейзажи - ассиметрия, передающая движение Рисование по представлению - парный портрет (в профиль, в анфас) Рисование с натуры - цветы - игрушки Нетрадиционное рисование - «Монотипия» (по мокрому)-пейзаж - рисование по мокрому листу.


  • Т.Г. Казакова. Детское изобразительное творчество. Изд.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»; Москва, 2006г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г

С п а с и б о з а в н и м а н и е !

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Каждый ребенок - художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо

Рисование очень полезное занятие для детей, необходимая деятельность для полноценного и всестороннего развития. Рисуя, ребёнок познаёт гармонию окружающего мира, раскрепощается, развивает свою индивидуальность, становится творческой личностью.

В интерактивной презентации «Школа рисования» представлен комплекс игровых заданий по рисованию для дошкольников 5 - 7 лет, которые помогут в игровой форме познакомить детей с холодными и теплыми цветами; с получением различных оттенков цветов, путем смешивания красок; научат различать жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж). Для произвольного перехода от задания к заданию, использована система гиперссылок, для выбора правильного ответа - тиггеры. Ответы сопровождаются анимацией и звуком. Представленные в презентации игры будут полезны как воспитателям, так и родителям для индивидуальной работы с ребенком.

Целевая аудитория : 5-7лет.

Место использования: непосредственно образовательная и индивидуальная деятельность.

Задачи:

  1. Развивать умение различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре название цветов.
  2. Упражнять в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более тёмного к более светлому, правильно называть их.
  3. Учить получать новый цвет, смешивая два основных цвета, основного и составного, используя названия цвета в речи.
  4. Систематизировать знания детей о различных видах живописи; художниках, работающих в этих жанрах.
  5. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям исскуства.

Слайд № 1: титульный.

Слайд № 2: содержит перечень игр (переход к играм осуществляется по гиперссылкам).

Слайд № 3-4: игра «Тепло-холодно», игра на развитие цветовидения.

Слайды № 5-8: игра «Собери гусеницу», игра на умение подбирать оттенки цвета от самого тёмного до светлого.

Слайд № 9-11: игра «Цветные капельки», арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных; из основных и составных цветов.

Слайды № 12-15: игра «Времена года» игра на закрепление знаний о пейзажной живописи.

Слайд № 16-18: игра «Найди лишнее», игра на закрепление знаний о жанрах живописи.

Слайды № 19-21: игра «Угадай картину». Гиперссылка «Скрипичный ключ» предназначен для прослушивания песни «Если видишь на картине», которая поможет закрепить знаний детей о жанрах живописи.

Слайд № 23-24: игры «Нарисуй картину», игра на умение подбирать предметы для разных жанров живописи.

Для перехода к следующему задания, нажимайте на гиперссылку «Стрелочка», для возврата к перечню игр на гиперссылку «Кисточка».


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Возрастные этапы развития детского рисунка Психологи считают рисунок - одним из самых точных и достоверных методов диагностики душевного состояния человека. Какие сложности испытывает малыш, успевает в ли в развитии, к кому испытывает симпатию, а к кому наоборот, обо всем этом могут поведать детские художества. Работы в области психологии, арт-терапии, проведенные западными и русскими исследователями показали, что именно в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисунок - это своеобразный язык, шифр, который надо научится грамотно читать.В основе многих современных теорий в области интерпретации искусства и в частности художественного изображения лежат идеи, выдвинутые Карлом Юнгом. Серьезный вклад в развитие этой области психологии сделали также Йоланде Якоби и Сьюзан Бах. В нашей стране начало диагностики детского рисунка было положено еще В.М. Бехтеревым. В настоящее время тесты "Дом-Дерево-Человек", "Рисунок семьи", "Рисунок Человека", проводимые практически в любой школе - служат одним из важных источников получения информации о характере, ребенка, его страхах, душевном состоянии. Этапы развития детского рисунка Доизобразительный этап: стадия каракулей или "мараний"; стадия на которой ребенок дает название своим «каракулям». Изобразительный период: стадия предметного рисования (схематичного изображения); стадия правдоподобных изображений. Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.Доизобразительный этап Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они "узнаются" в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: "Это снег?" Рука опережает образ. Предметное рисование проходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека "вообще", просто человека. - Первое, что у них получается, - знаменитый "головоног", созданный буквально по инструкции детской песенки: "Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек". Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта); "огуречик" же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически. В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: "Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон". Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.


Приложенные файлы

1 из 17

Презентация - Обучение дошкольников предметному рисованию с использованием ИКТ

Текст этой презентации

Обучение дошкольников предметному рисованию с использованием ИКТ.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Предметное рисование – этоизображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие: -научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;-научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;-передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;-развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Первая младшая группа-вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для рисования;-научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;-знакомство детей с цветом Вторая младшая группа-научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;-применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;-обучение промыванию кисти;-сочетание нескольких форм в одном предмете - снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник. Средняя группа - развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;-совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками;-развитие способности сравнивать и выделять особенности форм, различающихся по ширине, длине, размеру;- передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.

Старшая группа - совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;- вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек;- научить передаче в рисунке несложных движений;- развивать и совершенствовать чувство цвета;- развивать технические навыки работы с карандашом; - научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.

Подготовительная группа -научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;-научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;-развивать композиционные умения;-развивать чувство цвета;-развивать технические навыки;-накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета. В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска.

Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.Способность ИКТ воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью, обрабатывать данные позволяет нам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

В нашем ДОУ разработаны слайды- сопровождения по предметному рисованию:-деревья-транспорт-птицы-животные-человек

Использование ИКТ позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятий.

Спасибо за внимание!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Этапы развития детского рисунка Знакомство с особенностями естественного развития детского изобразительного творчества, с пониманием его значения для общего психического и художественного развития человека, поможет выявить характерные и возможные ошибки нашего взаимодействия с ребёнком. А, с другой стороны, и определить условия эффективности этого взаимодействия ПЕРВЫЙ ЭТАП. Доизобразительный этап или этап каракулей Возраст ребёнка – от 1 до 3 лет РЕБЁНОК В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ: - способен в определённой степени координировать свои движения; - способен отслеживать возможности художественных материалов оставлять след на поверхности. Особенности рисунков: - Ребёнок ещё не рисует, он играет с художественными материалами, оставляя следы (пятна и линии) на поверхности листа или любой другой поверхности; - ребёнок не «держит» формат листа и его «рисунки» не имеют выраженных границ. Что же должен делать взрослый на данном этапе? Как-то задав такой вопрос на лекции, я получила от одного молодого папы такой ответ: «Взрослый ничего не должен делать, разве что не давать ребёнку возможности рисовать. Он всё равно рисовать ещё не умеет, а только всё пачкает и портит». Его активно поддержали и другие студенты. Посмотрим теперь, какую роль играют каракули в психологическом развитии ребёнка. Функции изобразительной деятельности - рисунок становится для ребёнка средством овладения собственным телом, он помогает развить способность координировать свои движения - ребёнок открывает способ обозначения своего присутствия в мире изобразительная деятельность на данном этапе это ещё и развитие сознания ребёнка. Задачи для взрослого: - предоставлять ребёнку возможность экспериментировать с разными художественными материалами; - демонстрировать способы использования этих материалов; - эмоционально поддерживать ребёнка в процессе игры с художественными материалами, формируя положительное отношение к данной деятельности (радоваться величине и яркости пятна, толщине или тонкости линий, количеству маленьких точек ВТОРОЙ ЭТАП. Этап структурно-функционального изображения Возраст ребёнка: от 2 до 4 лет РЕБЁНОК В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ: - открывает совпадение форм реального мира и собственных графических знаков - осмысляет структурно-функционально закономерности формы (наличие у неё частей, необходимых для узнавания предмета) Особенности рисунков: - содержание изображения - образы реального мира (до которого ребёнок может дотянуться руками); - ребёнок рисует, не выходя за границы листа; - изображения предельно обобщены; - изображения отражают тактильный, двигательный, зрительный и интеллектуальный опыт ребёнка; - рисунок отражает структуру предмета и его назначение; - изменения рисунка отражают общий уровень психического развития ребёнка - изображения свободно парят в пространстве листа; - пропорции изображения искажены Первые изображения предельно просты. Круг с двумя палочками - человек. У психологов есть своё название для этих человечков - «головоноги». Морковка с тоненькими хвостиками - дерево. Постепенно конструкции усложняются. На руках вырастают пальцы, на деревьях листья, на ноги надеваются башмаки, на головы - банты и шапки Задачи для взрослого: - Создать условия для самостоятельного открытия изображения ребёнком. (Например, игры в превращение пятен, линий штрихов в конкретные изображения); - демонстрировать приёмы работы с художественными материалами; - наблюдать вместе с ребёнком окружающий мир, исследовать закономерности строения различных предметов; - эмоционально проживать вместе с ребёнком впечатления реального мира и гармонии пластической формы ТРЕТИЙ ЭТАП. Пространственно-сюжетное изображение Возраст ребёнка: от 4 до 6 лет РЕБЁНОК В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ: - осмысляет и создаёт собственную иерархию значимости явлений реальности (главный - самый большой); - осмысляет иерархию размеров предметов окружающего мира; - развитие пространственных представлений; - открывает упорядоченность предметов окружающего мира относительно верха и низа (земли и неба); - развиваются вербальные способности ребёнка (способности осмыслить и изложить причинно-следственные связи событий); - осмысляет и оценивает события, себя, людей и их поступки (+) и (-), «хорошо = красиво» и «плохо = некрасиво»; - появляется интерес не только к процессу, но и к результату изобразительной деятельности Функции изобразительной деятельности: - развитие зрительной установки (направленности на зрительное восприятие при ориентации в пространстве); - развитие способности создавать и распознавать графические и цветовые знаки - развитие произвольного внимания; - развитие фантазии и воображения; - развитие познавательных способностей ребёнка. А именно: способности осмыслять особенности формы и структуры предмета, способности обобщать впечатления от предмета, выделяя наиболее существенные признаки; - развитие мелкой моторики (движения кисти усложняются). Особенности рисунков: - содержание изображения - сюжет, событие (рисунок становится рассказом); - в рисунке обозначены верх и низ: линия земли и линия неба; - композиция рисунка - фризовая (предметы изображения расположены в одну линию, не перекрывая друг друга); - предметы изображения не «плавают» в пространстве листа, но ориентированы относительно верха и низа; - рисунок детализирован; - пропорции изображения искажены, отдельным деталям придано особое значение; - масштаб изображения свидетельствует о значимости предмета изображения Функции изобразительной деятельности: - развитие зрительной установки; - развитие способности к эмоциональному переживанию и сопереживанию; - развитие познавательных способностей ребёнка. А именно: раскрывать причинно-следственные связи событий; - развитие волевой сферы. Задачи для взрослого: - совместное проживание событий, сопереживание героям; - исследование конструктивных, структурнопространственных и ролевых закономерностей в мире; - игра с возможностями художественных средств и материалов; - эмоционально проживание вместе с ребёнком гармонии пластической формы; - совместное освоение способности осмыслять собственные переживания Оценка рисунков ребёнка Как обычно мы реагируем на работы ребёнка? 1. Что это ты нарисовал? - Непохоже! 2. Замечательно! Шедевр! В первом случае мы формируем неуверенность в себе, но и второй вариант - педагогически неграмотен. При такой оценке смещается мотив рисования. Ребёнок садится рисовать шедевр. Что можно нарисовать с такой установкой? Художник рисует, чтобы внятно выразить волнующие его переживания. ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП. Эстетически значимое изображение Возраст ребёнка: 6-9 лет Но наступает момент, когда ребёнок начинает замечать разницу: - между создаваемым изображением и образом восприятия или образом воображения - между тем, что хотел изобразить, что переживал и тем, что получилось в изображении. Это новый этап развития детского рисунка. На самом деле, образ, рождающийся у нас при восприятии реальности, совершенно не совпадает со зрительным образом, отражающемся на сетчатке наших глаз. В дневниках известной художницы Остроумовой-Лебедевой можно найти интересное наблюдение. Художница описывает свой опыт работы на пленэре. Пытаясь добиться правдивости изображения, она старалась, чтобы все цвета на рисунке максимально точно соответствовали натуре. Однако желаемого результата правдивости изображения добиться, никак не удавалось. Позднее она написала работу заново, смело меняя цвета и не думая о буквальном сходстве. Как ни странно, новый рисунок дал то ощущение верности изображения, к которому стремилась художница, ощущение совпадения с тем, что она видела на натуре. Получается парадокс: мы изображаем то, что видим, получается не то, что видим. Особенности рисунков: - содержание изображения - сюжет, событие, эстетическая привлекательность предмета изображения; - совмещение нескольких точек зрения при изображении одного предмета; - динамичность рисунка; - декоративность рисунка как отражение стремления к эстетической выразительности Функции изобразительной деятельности: - развитие способности к осознанному эмоциональному переживанию и сопереживанию; - развитие познавательных способностей ребёнка. А именно: развитие способности осмыслять выразительные возможности языка искусства. Задачи для взрослого: - совместное проживание событий, сопереживание героям; - эмоционально проживание вместе с ребёнком гармонии пластической формы; - открытие выразительных возможностей языка изобразительного искусства. ОЦЕНКА: - спонтанное воплощение переживания; - воплощение эмоционального замысла. Если нет такой работы, то в 10-12 лет разражается кризис изобразительной деятельности. Тот факт, что к 10-12 годам ребёнок теряет к ней интерес, оставляя её как пережитый этап, психологии объясняют тем, что в этом возрасте ребёнок увлекается другими видами творчества, например литературой, поскольку «слово позволяет с гораздо большей легкостью, чем рисование, передать сложные отношения, особенно внутреннего характера». Задание Предложенные рисунки определите в группы по этапам развития детских рисунков ПЕРВЫЙ ЭТАП. Доизобразительный этап или этап каракулей ВТОРОЙ ЭТАП. Этап структурно-функционального изображения ТРЕТИЙ ЭТАП. Пространственно-сюжетное изображение ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП. Эстетически значимое изображение При выполнении задания учитывайте особенности, функции детского рисунка КОЛЛОКВИУ М По-латыни слово «colloquium» означает всего лишь разговор либо беседу. во-первых, коллоквиумом нередко называют одну из традиционных форм учебных занятий, как в западной, так и в отечественной системе образования, целью которой является выявление знаний обучающихся студентов и повышение их опыта в результате непринужденной беседы с профессором либо другим преподавателем. Во-вторых, коллоквиум – это полноценные научные собрания, где сначала заслушиваются заранее подготовленные доклады, а затем происходит сложный процесс их обсуждения. Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-83630chto-takoe-kollokvium#ixzz3KO1PnfrY Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-83630chto-takoe-kollokvium#ixzz3KO1EvxIu Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-83630chto-takoe-kollokvium#ixzz3KO19T1xg Задание Распределитесь в пары, выберите вопрос и подготовьте ответы-рассуждения для коллоквиума. Скопируйте адреса сайтов которыми вы пользовались. Напишите список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Нетрадиционные формы и методы развития творческих способностей при обучении детей изобразительному искусству. Развитие творческого воображения. Развитие творческого мышления. Развитие изобразительных способностей. Значение различных видов изобразительного искусства в развитии творческих способностей у детей. Работа с одаренными детьми и учащимися Работа с детьми и учащимися имеющие трудности в обучении. Диагностика изучения способностей ребенка РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post2 55778479

Поделиться: