Скачать презентацию на тему храмы барокко. Презентация на тему архитектура в стиле барокко подготовила. Картины Рубенса отличают: - свободное построение композиции; - объемная пластика форм; - сильные цветовые эффекты; - тончайшая игра красочны

Cлайд 1

Cлайд 2

Барокко в архитектуре Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах,волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант),кариатида, маскарон.

Cлайд 3

Волюта (итал. voluta - завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

Cлайд 4

Преобладающиеи модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры. Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления. Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые. Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру. Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор

Cлайд 5

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Cлайд 6

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Ансамбль Смольного отражает два стиля русской архитектуры – барокко и классицизм. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда произошло название – Смольный. Автором проекта был гениальный архитектор Ф.Б. Растрелли.

Cлайд 12

Церковь Свв. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века. Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.

Cлайд 13

Лоренцо Бернини Великим творцом эпохи Барокко был Лоренцо Бернини (1598-1680), в равной степени проявивший себя и в архитектуре и в скульптуре. Родился он в Неаполе в семье художника и скульптора. В 25 лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.

Cлайд 14

Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 -1652гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером. В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, которой он пронзает сердце Терезы великой любовью к Богу. Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. .

Слайд 1

Барокко

Слайд 2

Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности.
Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.

Слайд 3

Коронование девы Марии, 1595-1598
У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

Слайд 4

Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16-середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре

Слайд 5

Караваджо Микеланджело (1573-1610), итальянский живописец. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Слайд 6

Рени Гвидо (4 ноября 1575, Болонья - 18 августа 1642, там же), итальянский живописец, мастер барокко. Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно он учился у Аннибале Карраччи, был, как и он, поклонником античности и Рафаэля.

Слайд 7

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

Слайд 8

Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Слайд 9

Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению.

Слайд 10

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

Слайд 11

Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др.
«Сусанна и старцы» 1647

Слайд 12

В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера.

Слайд 13

Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Слайд 14

Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Слайд 15

"Ослепление Самсона" 1636

Слайд 16

"Ночной дозор" 1642 Рейкс музеум, Амстердам

Слайд 17

"Даная" 1636 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 18

Слайд 19

"Торжество Валтасара" 1635

Слайд 20

Слайд 21

Мария Магдалена Ок. 1600

Слайд 22

Св. Иероним и ангел 1635

Слайд 23

Похищение Европы 1630-1640

Слайд 24

Архитектура в стиле Барокко

Слайд 25

Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652 гг.).

Слайд 26

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

Слайд 27

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.
Архитектор: Вист А. Ф. Год постройки:1764-1768 Стиль: Барокко
Собор св. Андрея Первозванного

Слайд 28

Архитектор: Кваренги Д. Год постройки:1761-1769, 1783 Стиль: Барокко
Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней

Слайд 29

Архитекторы: Чевакинский С. И. Год постройки:1753-1755 Стиль: Барокко
Дворец И. И. Шувалова

Слайд 30

Собор св. равноапостольного князя Владимира - Князь-Владимирский собор
Архитекторы: Земцов М. Г. Ринальди А. Старов И. Е. Год постройки:1789 Стиль: Барокко

Слайд 31

Архитекторы: Трезини Дж. Год постройки:1730-1740 Стиль: Барокко
Здание Первого Кадетского корпуса

Слайд 32

Летний дворец Петра I в Летнем саду
Решетка Летнего сада. Арх. Юрий Матвеевич Фельтен (1770-1784 гг).

Слайд 2

Барокко в архитектуре

  • Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борроминив Италии, Б.Ф.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
  • Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах,волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
  • Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
  • Характерные детали барокко - теламон (атлант),кариатида, маскарон.
  • Слайд 3

    Волюта (итал. voluta - завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей.

    Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

    Слайд 4

    • Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
    • Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
    • Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.
    • Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
    • Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
    • Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
    • Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор
  • Слайд 5

    Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

    Слайд 6

    Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

    Слайд 7

    Версаль

  • Слайд 8

    Петергоф (Россия)

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Ансамбль Смольного отражает два стиля русской архитектуры – барокко и классицизм. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда произошло название – Смольный. Автором проекта был гениальный архитектор Ф.Б. Растрелли.

    Слайд 12

    Церковь Свв. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века. Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.

    Слайд 13

    Лоренцо Бернини

    Великим творцом эпохи Барокко был Лоренцо Бернини (1598-1680), в равной степени проявивший себя и в архитектуре и в скульптуре.

    Родился он в Неаполе в семье художника и скульптора.

    В 25 лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.

    Слайд 14

    Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 -1652гг.)Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.

    Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.

    Слайд 15

    Св. Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. Её фигура почти не угадывается за крупными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождается новое тело и новая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа

    Слайд 16

    • Фонтан четырёх рек (Нил, Дунай, Ганг, Рио-де-ла-Плата) на площади Навома.
    • Площадь перед собором Святого Петра. Рим.
    • Фонтан «Тритон» на площади Барберини. Рим
  • Слайд 17

    Растрелли, Бартоломео Франческо

    Варфоломе́й Варфоломе́евич

    Знаменитый русский архитектор, итальянского происхождения. аиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.

  • Слайд 18

    • Зимний дворец.Эрмитаж.
    • Главная резиденция Русских императоров.
    • Большой дворец с водяным каскадом. Петергоф
    • Собор Смольного монастыря Екатерининский дворец В Царском селе
  • Посмотреть все слайды

    АРХИТЕКТУРА БАРОККО

    Характерные черты архитектуры барокко

    Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый, неповторимый облик архитектурных сооружений барокко. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов.

    Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. Размеры дверей, окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности не осталось и следа.

    Излюбленная форма барокко – овал, дающие некоторую неопределенность общей форме.

    Характерные особенности становления и развития барокко:

    В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце 16 – начале 17 в.

    В Бельгии, Австрии и на юге Германии – в 18 в.

    В России – ближе к середине 18 в.

    Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушными к барокко.

    Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве сооружений.

    В Англии этот стиль появился в смешанной форме («обароченный классицизм»).

    В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.

    Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини

    Родиной архитектурного барокко по праву считается Италия, а столицей – Рим.

    Характерные черты итальянского барокко нашли яркое воплощение в творчестве Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

    а) Франческо Борромини (1599-1667): в создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний он не знал равных. Экспрессивность архитектурных форм, стремление к парадности и театральности, контрастность масштабов, игра света и тени – отличало его творческую манеру архитектора. Церковь Сант Аньезе на площади Навона В Риме – одно из лучших творений архитектора.

    б) Лоренцо Бернини (1598-1680): по праву называют «гением барокко». Талантливый архитектор, скульптор, живописец, комедиограф, режиссер феерических спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных декораций, стал знаменитым уже в 25 лет, работал над формированием архитектурного облика Рима, поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера.

    Главное архитектурное строение - оформление площади перед собором Святого Петра (стр.30).

    Создать торжественный подход к главному храму католического мира;

    Добиться впечатления единства площади и собора;

    Принимать в свои объятия город и весь мир;

    Превращаться в колоссальную сцену для проведения торжественных церемоний.

    Получилось:

    Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей (1 – в форме трапеции, 2 – в форме овала);

    В центре огромной площади возведен обклиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана;

    Колонны расположены в 4 ряда, все они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй с изображениями святых.

    Тема программы. Русская культура в эпоху Просвещения.

    Тема урока «Архитектура русского барокко»

    Цель : развитие у обучающихся способности к эмоционально-личностному восприятию искусства барокко и размышлению об особенностях барочной архитектуры России.

    Задачи:

      Расширение знаний обучающихся о русской архитектуре 17-18 века, актуализация ранее полученных сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях.

      Развитие у обучающихся способности к эмоционально-личностному проживанию рассматриваемого произведения искусства, умения анализировать и критически осмысливать материал.

      Постижение мировоззренческих акцентов искусства барокко, воплощённых в архитектурных памятниках.

      Формирование вкуса и ценностного отношения к явлениям культуры прошлого.

    Форма урока : комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

    Методы обучения: 1) эмоционально-образное погружение; б) активизация восприятия воображения, творческого мышления; в) создание проблемной ситуации.

    Понятия и термины: барокко, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, ризалит, анфилада, картуш, рокайль.

    Материалы и оборудование:

    Мировая художественная культура. 10кл.: [учебник] Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. 2010 г. (с. 218 - 219, 352 – 355);

    Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. / Минск. ТОО «Харвест».1995.

    Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. №1 2005. Раздел в помощь преподавателю. «Барокко и рококо. Архитектура и скульптура».

    компьютер, проектор, экран.

    Зрительный ряд: произведения Д.Трезини, Л.Бернини, В.В. Растрелли.

    Музыкальный ряд: произведения А. Вивальди.

    I .Экспозиция урока.

    Эпиграф. Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.

    Но пред красой и зданья, и фасада
    Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
    В орнаменте витом увидишь тут и там
    Победоносный шлем и вазы фимиам,
    Колонны, капитель, пилястры и аркады
    Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
    Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
    И головы ягнят, увитые шнурком,
    И статую найдешь в великолепной нише,
    В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…

    Слайд 1.

    Учитель. Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки? Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

    Ответы учеников.

    Учитель. Барокко – этим словом в Португалии называли неправильной формы жемчужины. Буквально оно означает: «вычурный, причудливый». Почему таким необычным словом был назван художественный стиль, родившийся в конце XVI века.

    Учитель. Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?

    Ответы учеников.

    Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?

    Сообщение ученика . Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.

    Часто встречаются развернутые масштабные колоннады , изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты , большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры .

    Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

    Характерные детали барокко – теламоны , кариатиды, маскароны .

    Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

    Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

    Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

    Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

    Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

    Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

    Слайд2.

    Групповая работа. 1группа. Используя словарь основных понятий, найдите на карточках и подпишите основные архитектурные элементы барокко.

    2 группа. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко.

    Представления работы групп.

    II. Завязка. Сообщение темы урока. Искусство барокко интернационально. Но есть различные вариации барокко. В странах протестантских барокко сдержанное, немного суровое, ещё не утратившее черты Ренессанса . Такое барокко приглянулось Петру I. И отзвуки его сохранились в первых строениях Петербурга архитектора Доменико Терезини. Это так называемое «петровское барокко». Слайд 3.

    В странах католических – барокко пышное, декоративное, торжественное. В царствование Елизаветы Петровны именно такое барокко пришло в Россию, и воплотил его Бартоломео Растрелли, добавив масштабности, монументальности и в тоже время жизнерадостности идущих от теремной традиции раскраски. Слайд 4. В России существовала и национальная разновидность барокко, так называемое «нарышкинское» в архитектуре Москвы.

    Итак, сегодня на уроке мы поговорим об архитектуре русского барокко.

    III . Разработка

    Сообщение ученика. Первые признаки барокко появляются в России в XVII в. Шатры теряют монументальность, превращаясь в декоративный элемент, заставляя глаз зрителя двигаться по кривой, перебегая с одного элемента на другой.

    Здание нельзя рассмотреть с одной точки, с разных сторон оно различно.

    Господствует асимметрия в церковной архитектуре "дивного узорочья": колокольня выдвинута на северо-запад, крыльцо - на юг. Галереями, лоджиями, крыльцами здание как бы врастает в пейзаж.

    Цвета яркие контрастные. В завершении Крест Спасения опирается на луковичные главы (свеча – молитва), а они – на ярусы кокошников (язычки пламени - ангелы).

    Ни одной ордерной западноевропейской черты еще нет в дивном узорочье. Слайд 5.

    Учитель. Какие черты стиля барокко можно увидеть в памятниках архитектуры «русского узорочья»?

    Сообщение ученика. Следующий этап наступает с «нарышкинским» барокко. Переворот в убранстве фасадов произвела церковь Никола Большой Крест (1684-1688). Традиционно пятиглавая, но большой и малый ордеры фасада делают архитектуру соразмерной человеческому масштабу. Но более всего знаменито нарышкинское барокко центрически-ярусными храмами-колокольнями, в которых за счет "перетекания" одной формы в другую достигается поразительный эффект. Название «нарышкинское» условно, но и эта церковь Покрова в Филях заказана К. Нарышкиным. Слайд 6. В ее деталях живет звучная традиция - русского узорочья, но колонны, карнизы не только украшения, они чётко организуют пространство.

    Учитель. Каковы особенности нарышкинского барокко? Почему оно так названо?

    Ученик.

    По оживлённым берегам

    Громады стройные теснятся

    Дворцов и башен; корабли

    Толпой со всех концов земли

    К богатым пристаням стремятся;

    В гранит оделася Нева;

    Мосты повисли над водами

    Тёмно-зелёными садами

    Её покрылись острова,

    И перед младшею столицей

    Померкла старая Москва…

    А.Пушкин

    Учитель. Расцвет барокко в России связан со строительством новой столицы государства - Санкт-Петербурга.

    Петру I, основавшему Петербург, важно было крепко обосноваться на берегу Балтийского моря, и потому город начинался с крепости. В качестве архитектора города был приглашен человек, сведущий в фортификации.

    Это был Доменико Трезини. Портретов его не сохранилось, не сохранились многие планы и модели, но именно он заложил основу города.

    При Петре I за градостроительный образец был принят Амстердам. Это был, во-первых, первый большой город-порт, который увидел Петр. А во-вторых, пуританское барокко, будучи не очень пышным, а значит, не слишком дорогостоящим, было практичным и в то же время представительным. Это вполне отвечало душе рачителя земли Русской, царя-труженика.

    В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись. Иногда элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом фоне. Слайд 6.

    Фасады часто снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли - шпилями и подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Внутренние помещения располагались часто анфиладой. Европейские архитекторы привезли с собой также опыт устройства внутреннего водопровода и смывных туалетов, мелкая расстекловка.

    Слайд 7.

    Фортификационная и храмовая архитектура отличались простотой и наивным изяществом (колокольня Петропавловского собора, церковь св. Пантелеймона, Петровские ворота Петропавловской крепости и др.).

    Сообщение ученика.

    Петровские ворота, построенные в виде триумфальной арки. Слайд 8.

    На 15-метровую толщину крепостной стены Трезини наложил декорацию из ниш, пилястров, волют и рустованного камня. А резко выступающий карниз как бы продолжает верхнюю кромку стены и делит декорацию на две неравные части.

    Нижняя - массивная, одетая грубо отколотым камнем (через сто лет его укрыли штукатуркой).

    Мощные пилястры по краям сооружения и по обеим сторонам въездной арки сдерживают его разрастание вширь.

    Между пилястрами ниши для статуй Афины Паллады - победоносной воительницы и Афины Паллады - покровительницы города.

    Верхняя часть, над карнизом, состоит из прямоугольника - аттика, увенчанного закругленным лучковым фронтоном.

    Массивные волюты поддерживают его и связывают с горизонталью крепостной стены.

    Аттик украшен символическим барельефом "Низвержение Симона апостолом Петром". На лучковом фронтоне - горельеф "Благословляющий Бог Саваоф".

    Для человека XVIII столетия аллегория воспринималась просто - царь Петр, победивший неразумных шведов.

    На волютах - рельефные композиции из шлемов, лат, фанфар. Во всём - ощущение силы и воинского торжества.

    Над аркой входа установлен большой черный двуглавый орел. В правой лапе у него держава, в левой - скипетр.

    Учитель. Отстроил в Петропавловской крепости Трезини и каменный Петропавловский собор на месте первого деревянного во имя апостолов Петра и Павла. Слайд 9.

    Сообщение ученика.

    По велению Петра I собор должен иметь колокольню с необычным России шпицем (шпилем). В основу замысла собора Трезини положил хорошо знакомые ему запад-храмы и выстроил необычную России трехнефную базилику, Большие, вовсе не церковные, а дворцовые окна прорезают северную и южную стены храма. Их строгие обрамления с треугольными фронтонами подчеркивают торжественность всей постройки. Между окнами - пилястры. Их устремлённость вверх сдерживает двойной карниз. Своеобразная пауза между стеной и высокой крышей с переломом.

    Её венчает восьмигранный барабан - большим до пожара гладким куполом. (После пожара в куполе появились люкарны в пышных рамах и затейливые гирлянды.)

    Нет никаких закруглений традиционных апсид - восточная стена плоская, прямая. Она смотрит на главные крепостные ворота. И человек, ступивший на землю фортеции, сразу же видит эту стену. И по ней начинает судить о величии и предназначении собора. Вот почему Трезини сделал ее совсем необычной.

    Гладкая прямая стена. В центре - величественный портал обрамляет фальшивую дверь. По бокам портала ниши для статуй. Над ним круглое окно в пышной раме - люкарна. А над стеной, закрывая до половины барабан купола, почти квадратный аттик - стенка над карнизом.

    Мощные усложненные волюты как бы связывают его с храмом и сдерживают движение ввысь. (Это стремление подчеркнуто полукруглым завершением аттика, которое опирается на резко выступающие карнизы.)

    Аттик был украшен статуями и барельефом (они погибли при пожаре, и место старого барельефа заняла фреска).

    Все повторяет композицию ворот, рождая единство ансамбля: триумфальная арка ворот и собор - памятник победы над шведами. А все вместе - мемориал славы, какого еще не бывало на Руси.

    А колокольня собора с ее сияющим шпилем, завершенным яблоком, на которое опирается флюгер в виде креста с парящим ангелом, - главная отличительная примета Петербурга.

    Мощное прямоугольное основание как бы подчеркивает немыслимую тяжесть всего сооружения. И только пилястры чуть оживляют его мрачную суровость.

    Да перед входом небольшой портик с восемью колонками будто искусственно приставлен к западной стене. А две ниши по краям фасада подчеркивают толщину кладки.

    Опираясь на массивное основание, поднимается кверху трехъярусная четырехугольная башня. Ее первый, нижний этаж как бы раздался вширь под тяжестью верхних двух. Но его сдерживают по бокам мощные волюты.. Своими завитками они опираются на крайние пилястры западной стороны основания.

    Такие же волюты сдерживают распор второго яруса, возможный под тяжестью третьего. И снова большие каменные завитки лежат на крайних пилястрах первого яруса.

    Третий ярус башни устремляется вверх. Его венчает золоченая восьмигранная крыша с четырьмя круглыми окнами в массивных белокамен-ных рамах. В окнах - черные циферблаты часов - главных часов России Петра I.

    Над крышей - стройный изящный восьмигранник, прорезанный узкими вертикалями проемов. Над ним высокая, тоже восьмигранная, золотая корона. А на ней вместо традиционного креста - тонкая стройная башенка - основание сверкающего шпиля-иглы. И на самом верху - ангел с крестом в руке. От земли до вершины креста 112 м.

    Учитель.

    Так как Петербург мыслился как столица, довелось строить Трезини и здания государственных учреждений. В 1722 г. на Васильевском острове заложили фундамент здания Двенадцати коллегий. Почти на 400 м протянулось оно севера на юг. Слайд10.

    Впрочем, не одно строение, а двенадцать. Десять для коллегий - министерств. Одиннадцатое - Сенат. Двенадцатое - Синод. Высшие учреждения страны, присные действовать согласованно и взаимосвязанно друг с другом. И дома тоже встали, плотно прижившись один к другому. Стена к стене. Потому и прозвали их без разделений как одно здание: "Двенадцать коллегий". И по сей день зовут так.

    Один из корпусов здания Двенадцати коллегий (ныне университет).

    Из построек Петровского времени сохранились Кунсткамера (первый русский музей) (с лайд 11) , домик Петра (слайд12), Меньшиковский дворец (слайд13), а также дворцы павильоны пригородов, прилегающих к Финскому заливу (слайды14-16).

    В многочисленной среде архитекторов, увлеченно работавших над проектами дворцов, парков, административных зданий, выделим три имени - М.Г. Земцов, И.К. Коробов и П.М. Еропкин.

    Михаил Григорьевич Земцов принимал участие в возведении здания Двенадцати коллегий, координировал строительство Александро-Невской лавры. Одна из великолепных его работ - Аничков дворец на Фонтанке. Иван Кузьмич Коробов обучался в Голландии и Фландрии. Именно он

    Стал создателем первоначального проекта башни Адмиралтейства, увенчанной золотым шпилем-флюгером в виде трёхмачтового корабля. Петр Михайлович Еропкин разработал идею знаменитого трезубца улиц, сходящихся в центре Санкт-Петербурга к Адмиралтейству.

    «Елизаветинское барокко»

    Учитель. К началу 40-х годов 18 века развитие промышленности, науки и техники сопровождалось расцветом культуры и, в особенности, архитектуры, свидетельствовавшей о возросшем могуществе Российской империи. В России барокко расцвело в полную мощь.

    В монархиях, как правило, архитектурные пристрастия определяются вкусами и желаниями властелина. Так при Петре I в архитектуре ценилась основательность и почти пуританская простота, а женщины у власти позво- лили развиваться барокко пышному, как оборки и рюши их платьев. Насту- пило время гения ликующего барокко - Бартоломео Растрелли. Слайд 17.

    Мы рассмотрим лишь самые значительные из его творений.

    Предки Растрелли из прославленной Флоренции. Отец Франческо Бартоломео Растрелли скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли в 1716 году приехал в Петербург с пятнадцатилетним сыном, сохранившим воспоминания о пышности виденного им Версаля.

    До наших дней сохранились созданные отцом скульптуры Петра и Меншикова. В Русском музее хранится большая статуя императрицы Анны Ивановны с арапчонком. А перед Михайловским (Инженерным) замком высится торжественная, полная величавого спокойствия конная фигура Петра.

    От отца унаследовал Растрелли-младший умение видеть пластику форм и любовь к скульптурному декору, и это восприятие архитектуры в непосредственном синтезе со скульптурой не покинет его никогда.

    Дочь Петра I Елизавета Петровна, придя к власти, повелела Растрелли перестроить Петергофский загородный увеселительный дворец.

    Заложены дворец и парк были еще при Петре I, а значит, здесь все подчинено морю . Слайд 18. От моря к центральному ковшу-бассейну с фигурой Самсона, разрывающего пасть льву - символу победы русского богатыря над шведским львом (лев на гербе Швеции), шел прямой, как стрела, канал, по сторонам которого небольшие фонтаны, чередуясь с темными елями, образовали центральную аллею.

    Вот она - главная ось всего петергофского ансамбля, она делит надвое парк. Большой каскад, низвергающийся по трем уступам - террасам, начинается от середины дворца, венчающего естественную гряду.

    Когда Растрелли поручили перестроить дворец, в Петергофе существовали постройки разных архитекторов, пристраивавших к Петровскому дворцу флигеля и галереи. Перед Растрелли встала задача, сохранив реликвию, связанную с жизнью Петра I (сохранив центральный корпус дворца, включив его в объем Большого дворца), отстроить новый трехэтажный дворец. Слайд 19.

    Поэтому фасад центрального объема довольно скромен - Растрелли использовал главным образом те элементы, которые были присущи архитектуре начала века: плоскостная обработка стены с едва выступающими из ее толщи пилястрами, объединяющими два верхних этажа;

    рустованные углы и нижний этаж;

    кровля плавных очертаний с характерным переломом.

    Только наличники окон он позволил себе несколько обогатить и разнообразить.

    Зато боковые корпуса - церковный (восточный) и "под гербом" (западный) - зодчий решил по-иному.

    Эти компактные, стройные павильоны, особенно нарядные благодаря своим высоким сверкающим кровлям, придают четкую завершенность силуэту всего сильно растянутого по горизонтали здания, смягчают несколько тяжеловатую простоту центрального объема и чудесно перекликаются с кипящими струями фонтанов, бьющих у подножия дворца.

    В отделке этих корпусов зодчий дал волю своей страсти к декоративности, как бы компенсируя себя за сдержанность при оформлении средней части.

    С причудливым изяществом вздымаются четырехгранные купола, украшенные золочеными гирляндами из пальмовых листьев и рокайльных завитков.

    Из них вырастают на легких граненых барабанах луковичные главки - такие русские и в то же время совершенно растреллиевские.

    И в плавном изгибе свинцовой кровли главного дома, и в гранях куполов можно заметить некоторую схожесть с балтийской волной.

    Растрелли создавал не только внешнюю оболочку здания, но и его внутреннее убранство. Интерьеры комнат и даже лестниц.

    Взгляните на парадную лестницу Петергофского дворца.

    Захватывает обилие света, блеск позолоты на динамичных формах скульптур, ваз, резных и живописных гирлянд и картушей, покрывающих стены.

    Живописный плафон изображает императрицу в образе богини весны, которая мчится среди облаков на колеснице и рассыпает цветы.

    На верхней площадке, откуда двери вели в парадные залы, сияние золота становится особенно сильным: на тумбах перил и в нишах по сторонах дверей, решенных наподобие триумфальной арки, стоят четыре золоченые скульптуры - олицетворение времен года;

    сдвоенные колонны поддерживают над дверьми лучковый фронтон, на скатах которого сидят аллегорические фигуры "Верности" и "Справедливости"; золоченая резьба обрамляет ниши и окна, даже в пасмурный день кажется, что лестница озарена солнцем.

    Растрелли - великий мастер создавать сооружения в стиле барокко, будто жизнь - сплошной праздник, а дворцы возводятся по мановению волшебной палочки. Только вглядываясь в детали, помаешь, сколько труда вложено в каждый вырезанный из дерева и позолоченный завиток.

    Наиболее ярко гений Растрелли-декоратора проявился в Царском Селе. Там он с поистине российским размахом показал, что может дать его удивительная фантазия, помноженная на виртуозное мастерство сотен исполнителей.

    В отличие от петергофского, по преимуществу увеселительного, дворцу в Царском Селе предстояло стать парадной загородной резиденцией императрицы.

    К весне 1756 г. новый дворец Елизаветы Петровны был готов. Слайд19.

    Настежь распахнулись огромные центральные ворота из кованого железного кружева. В них вкатились кареты и тут же свернули налево вдоль одноэтажного полукруглого здания - циркумференции.

    Два таких флигеля с западной стороны дворца, как гигантскими руками, обхватывали парадный двор с нарядными цветниками.

    Движение карет вдоль левой циркумференции было хитроумным замыслом архитектора.

    К парадному подъезду в то время нельзя было проехать прямо.

    Дорога специально сначала закруглялась, чтобы затем пройти вдоль всего здания, протянувшегося на 325 м с юга на север. Из окон карет гости должны были увидеть парадный фасад во всем его блеске и величии.

    Сначала дворцовую церковь с ее сверкавшим на солнце пятиглавием. Затем протяженную галерею, соединяющую церковь с большим флигелем.

    Потом следующую галерею - от флигеля к центральной части здания - бывшего дома царя Петра, надстроенного, расширенного и переделанного внутри.

    Мощные колонны разделяют широкие окна и остекленные двери галерей или группируются на фасадах флигелей, выделяя их центры.

    Могучие атланты, согнувшись от напряжения, держат на плечах непомерную тяжесть колонн.

    Позолотой сияют капители колонн, пилястров, скульптурные детали фасада, бесчисленные статуи и вазы на кровле дворца.

    Сияние золота, белизна колонн и пилястров на фоне светло-лазоревых стен, бесконечная игра бликов и теней - абсолютно все придает дворцу характер драгоценного украшения невообразимых размеров.

    Не случайно после осмотра дворца посол Франции при Елизаветинском дворе так оценил это творение Растрелли: "...я не увидел здесь самого главного... достойного футляра для столь великой драгоценности".

    Поразительны и интерьеры дворца - уникальная анфилада комнат с

    никогда не повторяющимся декором, громадный, напоенный светом, льющимся из окон или светом свечей многократно повторенных зеркалами, создающий иллюзию бесконечного пространства Танцевальный зал.

    И наконец, одно из восьмых чудес света - Янтарная комната, подаренная в 1716 г. Петру 1 прусским королем Фридрихом Вильгельмом.

    Растрелли создавал не только дворцы.

    Богомольная Елизавета поговаривала, что под старость уйдет в монастырь, и повелела для этой цели отстроить Воскресенский Новодевичий монастырь. Известен он сейчас как Смольный. Учитывая жизнелюбие заказчицы, Растрелли задумал построить монастырь пышным, как дворец. При всем при том храм монастыря должен был быть традиционно пятиглавым.

    К сожалению, весь проект застройки осуществлен не был.

    Растрелли исполнил желание Елизаветы Петровны иметь пятиглавый собор. Слайд 20. Но что он сделал с традиционным российским пятиглавием?

    На модели малые главки еще находятся на некотором расстоянии от центрального купола, но в ходе строительства архитектор изменил проект и примкнул эти главки-башенки к барабану главного, параболической формы купола.

    Украшен собор с особенной пышностью. По мысли автора, он весь должен был сверкать: белые детали на синем, лазурном, фоне стен, обилие позолоты на капителях, картушах и гирляндах, на куполах и главках.

    Собор, имеющий план все того же равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.

    И еще одно творение Растрелли вошло в сокровищницу мировой культуры. Это бывший Зимний дворец, ныне - здание Государственного Эрмитажа. Слайд 21.

    Грандиозный дворец должен был олицетворять величие и силу России. Растрелли умело связал объем дворца со всей прилегающей частью города.

    Южный фасад он трактовал как главный и запроектировал перед ним большую парадную площадь (вместо бывшего там луга). В центре предпо-

    лагалось поставить конный памятник Петру I, исполненный отцом архитектора, а по окружности большого диаметра - двойную колоннаду "в образ светлых галерей" вместо ограды. Замысел этот осуществлен не был, но площадь перед южным фасадом дворца до сих пор остается главной площадью города.

    Сам дворец Растрелли решил как сугубо городское сооружение - колоссальный замкнутый объем с внутренним двором и свободными, ни к каким другим строениям не примыкающими фасадами.

    Главный, обращенный в сторону Дворцовой площади, имеет три могучих ризалита. Самый широкий из них, средний, прорезан тремя арочными проемами-въездами, ведущими в огромный парадный двор.

    Кареты императрицы или ее гостей, миновав часовых, подкатывали к главному подъезду, расположенному в северном корпусе. Здесь через торжественную галерею они подходили к ослепительно прекрасной Посольской, или Иорданской, лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы.

    Все фасады решены различно, а украшения подчеркивают необыкновенную в те времена высоту здания, господствовавшего над городом.

    Помимо того что дворец был сам по себе высок, архитектор зрительно увеличил его высоту еще и тем, что расположил колонны на фасаде то группами, то попарно, то в одиночку, но непременно в два яруса, точно друг над другом. Венчая дворец, на уровне кровли идет балюстрада с декоратив-ными каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчетом, что они продолжали вертикаль колонн.

    Важное место в облике дворца принадлежит окнам: они большие и их очень много - тысяча девятьсот сорок пять. И вот в рисунке обрамлений окон разыгрывается фантазия зодчего-декоратора. Для него недостаточно дать столько типов наличников, сколько этажей. Можно, к примеру, взять три окна подряд, и каждое будет оформлено по-своему.

    Интерьеры тоже спроектировал Растрелли, но не все они были отделаны по его проектам.

    Более того, все первоначальное декоративное убранство дворца, как наружное, так и внутреннее, было уничтожено страшным пожаром в декабре 1837 г.

    Заново отстроили его всего за год, но каждую деталь уже не резали из толченого кирпича, замешанного на известковом растворе, а отливали по шаблону. И фасады, хоть и восстановленные по растреллиевским образцам, стали более сухими.

    Интерьеры же и вовсе во многом были изменены.

    Зимний дворец был последним монументальным сооружением, построенным в России в стиле барокко.

    В начале 1760-х гг. эстетические вкусы изменились. На смену барокко в России пришел классицизм.

    Кульминация.

      «Дивное узорочье», «нарышкинское» барокко. Где развивались эти разновидности русского барокко?

      В чём отличие архитектуры московского барокко от петербургского?

      Сравните архитектуру петровского и елизаветинского барокко.

      Облик «града Петрова» олицетворяет государственное величие России, её непобедимость. Был ли город «европейским»?

      А.С. Пушкин считал, что «перед новою столицей померкла старая Москва». Согласны ли вы с его словами?

      Какие архитекторы внесли вклад в строительство Санкт-Петербурга?

    Высказывания учащихся.

    Тесты по теме.

    Финал.

    Учитель.

    Русское барокко было исполнено пафоса мощной государственности. Россия «прорубила окно в Европу» и стала сильнейшим европейским государством. Северная столица с её дворцами, фонтанами олицетворяла государственное величие России, её непобедимость. Её создатели ориентировались на новаторские установки европейского зодчества и эстетику регулярной архитектуры.

    VI. Домашнее задание:

    учебник стр.346-347; 350-355; вопросы 5, 8 на стр. 373.

    Напишите сочинение-миниатюру об архитектурном памятнике русского барокко.

    ПРИЛОЖЕНИЯ.

    Словарик понятий и терминов.

    Барокко.

    Акант – лепное изображение растения с ажурными листьями.

    Анфилады – ряды сообщающихся помещений, расположенных на одной оси друг за другом, как коридор, перегороженный дверями.

    Аттик – стенка над карнизом, украшенная рельефом или надписью.

    Волюты – архитектурная деталь в форме завитка или спирали.

    Люкарна – круглое или овальное окно в пышной раме в куполе или высокой крыше.

    Картуш – украшение в виде щита или свитка, не до конца развёрнутого, с изображением герба, монограммы или эмблемы.

    Маскароны – лепные, резные или литые маски в виде человеческого лица или головы зверя. Помещаются над окнами, дверями, арками,на фонтанах, вазах, мебели.

    Ризалиты – выступающие за основную линию фасада части здания – сооружались в центре здания, выделяя тем самым его парадную часть.

    Рокайль – стилизованная раковина – завиток.

    Руст – сознательное искажение поверхности стены.

    Пилястры – колонны не полностью отделённые от стен.

    Задание 2. Опишите архитектурное убранство здания в стиле барокко по данному образцу.

    Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. 1638–1677. Рим

    Проверочный тест.
    I .Выбрать слова, относящиеся к русскому барокко.

    Кикины палаты, люкарна, жемчужина, Растрелли, Строгановский дворец, пилястры, классицизм, Никольский собор, окна с мелкой расстекловкой, атланты, строгость, пышность, плафоны, обилие декора, ордер, Зимний дворец, Меншиковский дворец


    II .Выбери ответ.

    Русское барокко господствовало при:

      Екатерине Великой

      Петре Первом

      Елизавете Петровне

      Павле Петровиче

    III . Выбери ответ.

    Барокко это-

      Подражание античности

      Вычурный, причудливый

      Строгий, стройный

      Жемчужина неправильной формы

    IV . Выбери ответ.

    Русское барокко господствовало в:

      1741-1761 годах

      1730-1740 годах

      1703-1730 годах

    V . Самые знаменитые архитекторы русского барокко и их творения.

    Доменико Терезини:

    Бартоломео Растрелли:

    Петропавловский Собор, Екатерининский дворец в Царском Селе, здание Двенадцати коллегий, Петровские ворота в Петропавловской крепости, Дворец в Петергофе, Смольный монастырь.

    Распредели правильно.

    Поделиться: