Закон от 15.04 1998 66 фз. Закон о садоводческих товариществах: что меняется и устоят ли дома

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст.1801; 2000, N 48, ст.4632; 2002, N 12, ст.1093; 2003, N 50, ст.4855; 2006, N 27, ст.2881; 2007, N 27, ст.3213; 2014, N 26, ст.3377) следующие изменения:

1) абзац седьмой статьи 1 после слов «объединения на» дополнить словами «содержание имущества общего пользования,»;

2) в пункте 4 статьи 16:

а) дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

«порядок установления размера членских взносов. Данный порядок может предусматривать в том числе установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества;»;

в) дополнить новым абзацем девятнадцатым и абзацем двадцатым следующего содержания:

«порядок ведения реестра членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее также - реестр членов объединения);

Порядок предоставления членам такого объединения информации о деятельности органов управления и органа контроля такого объединения.»;

г) абзацы восемнадцатый и девятнадцатый считать соответственно абзацами двадцать первым и двадцать вторым;

3) в статье 19:

а) пункт 1 дополнить подпунктом 2_1 следующего содержания:

«2_1) знакомиться с документами, связанными с деятельностью объединения, предусмотренными пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, и получать копии таких документов;»;

б) пункт 2 дополнить подпунктом 11_1 следующего содержания:

«11_1) в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;»;

4) главу IV дополнить статьей 19_1 следующего содержания:

«Статья 19_1. Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения создается и осуществляется ведение реестра членов объединения.

2. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о персональных данных.

3. Реестр членов объединения должен содержать:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии) члена такого объединения;

2) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;

3) кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения (после осуществления распределения земельных участков между членами объединения), и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

4. Член соответствующего объединения обязан предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений.»;

5) абзац третий пункта 3 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи кворума.»;

6) в статье 22:

а) абзац третий пункта 2 дополнить предложением следующего содержания: «При равенстве голосов голос председателя правления является решающим.»;

б) пункт 3 дополнить подпунктом 20 следующего содержания:

«20) ведение реестра членов объединения.»;

7) в статье 27:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:

1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;

2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;

3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;

4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;

6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.»;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.».

Статья 2

1. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

2. Уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 04.07.2016,
N 0001201607040119

Для огромного числа российских семей работа в собственном саду или на огороде - любимая форма досуга. Статус садовода-дачника объединяет множество людей, ухитрившихся превратить работу в отдых. Таковых в России - примерно половина всего взрослого населения, особенно в крупных городах. Лидируют, Москва и Санкт-Петербург, окруженные бесконечным дачным массивом.

На современной карте можно насчитать около восьмидесяти тысяч садоводческих товариществ. К ним относятся дачные, садоводческие и огороднические некоммерческие объединения. Занятые под них земли приносят около половины ягод и плодов, примерно четвертую часть всех овощей и пятую - картофеля, выращиваемых в России.

Дачник или садовод?

Различия между садоводами, огородниками и дачниками прописаны в от 15.04.1998 № 66-ФЗ, который носит название «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях». Согласно ему, существует три вида земельных участков - дачные, садовые и огородные. Каждый участок в садоводческом товариществе предоставляется гражданам (или приобретаются) с различной целью. Садовые, как и огородные ─ чтобы выращивать сельскохозяйственные культуры - овощные, плодовые или ягодные. Дачные ─ чтобы отдыхать. Но при не возбраняется возделывать землю и выращивать урожай.

Садовый же участок отличается от огородного тем, что его владелец наделен правом сооружать жилые и хозяйственные постройки, а владелец огородного - не всегда.

О дачных постройках

В построенном на собственном участке жилом доме дачник имеет право проживать с постоянной регистрацией - в отличие от садовода.

До 1990 года на земельных участках, имеющих статус садовых, разрешалось сооружать постройки не выше одного этажа и не больше строго нормированных размеров, что отражалось в типовом уставе садоводческого товарищества. Ситуация изменилась только с началом 90-х годов, когда данные ограничения были признаны неконституционными.

Садоводческое товарищество

По закону садоводством можно заниматься и в индивидуальном порядке. Но практика показывает, что владельцам участков выгоднее и удобнее объединить усилия. Именно поэтому создаются некоммерческие организации на добровольных началах, имеющие целью помогать участникам решать общие вопросы - хозяйственные и социальные.

СНТ - садоводческое некоммерческое товарищество - классический пример такой организации. Численность его должна составлять не менее трех участников. Садоводческое товарищество обязано пройти госрегистрацию как юридическое лицо.

Устав - основа всего

Главным документом для учреждения некоммерческого объединения служит его устав, который принимается и утверждается на общем собрании. Устав садоводческого товарищества разрабатывается на основе типового положения с учетом местных особенностей и потребностей.

Управляет данной некоммерческой организацией полномочия которого установлены законом № 66-ФЗ от 15.04.98 г., а также утвержденным уставом товарищества.

О руководстве СНТ

Главный орган управления СНТ - общее собрание, которое путем прямого голосования избирает правление. Досрочное переизбрание состава правления возможно только по требованию его членов.

Заседания собраний уполномоченных членов товарищества обязательно оформляются протоколами. Каждый протокол подписывает председатель садоводческого товарищества и секретарь заседания. Документ скрепляется печатью организации и подлежит постоянному хранению.

Кто является участником подобного объединения?

По закону член садоводческого товарищества - любой гражданин РФ в возрасте от 18 лет, которому принадлежит участок в данном товариществе.

Владельцы вправе хозяйничать на собственной территории (если участок не изъят и не ограничен в обороте) и осуществлять строительство по собственному плану. Будучи же членом СНТ, такой садовод получает как дополнительные права, так и обязанности.

Обязанности и права членов СНТ

Право быть избранным в органы садоводческого управления (как и избирать других) предполагает возможность влиять на принятие решений, касающихся общего блага. А обязанности, идущие бок о бок с правами, предписывают садоводам подчиняться решениям общего собрания и его правления, использовать участок только согласно целевому назначению и беречь землю от ущерба.

Весь перечень обязанностей подробно расписывает все тот же закон о садоводческих товариществах № 66-ФЗ (ст.19). Все основные вопросы и моменты дачной жизни россиян данный юридический документ регламентирует достаточно подробно. В его одиннадцати главах установлены формы ведения хозяйства (садового, огородного или дачного). Подробно рассматриваются вопросы зонирования земель, нюансы предоставления участков в оборот и в собственность, а также моменты, касающиеся создания и ликвидации садоводческих товариществ, управления ими, прав и обязанностей членов и руководства.

Вопросы, связанные с садоводческими товариществами, затрагиваются, кроме того, в отдельных главах Градостроительного и Земельного кодексов РФ, а также в Гражданском и Налоговом кодексе.

О жилых строениях на участках

ФЗ о садоводческих товариществах ввел в обиход термин «жилые строения», не упоминавшийся ранее в Жилищном кодексе. Согласно последнему, данный вид построек не считается объектом жилищных прав. Но фактически на землях садоводческих товариществ повсеместно появились вполне пригодные для жилья дома, порой не просто комфортабельные, а поистине роскошные.

Еще в начале 1990-х годов предпринимались попытки наделить "садовые дом" статусом настоящего жилья. Федеральный закон от 24.12.92 г. № 4218-1 наделил граждан, имеющих на садовых либо дачных участках собственные строения, правом переоформить их в частную собственность как жилые дома. Конечно, при условии, что они соответствуют нормативам для жилых помещений. Но с 1.03.05 г. новый Жилищный кодекс отменил данную привилегию.

В 2008 году Конституционный Суд РФ позволил отдельные жилые садовые строения отнести к жилищному фонду.

Процедура признания такового пригодным для проживания довольно сложна, причем субъекты федерации сами регламентируют основания и порядок признания строений постоянным жильем.

Помощь властей

Государство оказывает садоводам посильную помощь, в первую очередь созданием транспортной и социальной инфраструктуры. Сюда относится строительство на территориях СНТ магазинов и пунктов бытового обслуживания, спортивных площадок и детских городков, помощь в организации охраны и т. п.

Важнейший вопрос для садоводов - транспортная доступность. Как правило, местные органы власти стараются оказать помощь не только в прокладке и ремонте дорог, но и в организации автобусных маршрутов, особенно в выходные дни.

Коллективизм или индивидуализм?

При наличии некоторого количества тех, кто предпочитает индивидуальное ведение дачного хозяйства, в целом преобладает коллективный подход. Закон предусматривает для членов товариществ право добровольного выхода с заключением договора о пользовании дорогами, и прочим общим имуществом. Такие договора предусматривают уплату взносов установленного размера.

И члены садоводческих товариществ, и "свободные" садоводы обязаны платить налог на земельный участок.

И все же индивидуалистов немного. СНТ, как и другие виды некоммерческих объединений, доказали свою эффективность и способность приспосабливаться к условиям времени.

О предпринимательской деятельности

Садоводческое товарищество, как уже было сказано, То есть в данном случае его члены объединяются не для получения прибыли, а для удовлетворения личных потребностей в сельскохозяйственных продуктах.

В то же время уставом товарищества может быть предусмотрена возможность предпринимательской деятельности. При этом полученная прибыль должна направляться на развитие организации и помощь садоводам. Юридические лица в члены садоводческого товарищества не принимаются.

Взносы участников - виды и назначение

Закон о садоводческих товариществах разъясняет, какие виды взносов существуют для уплаты в таких товариществах, и чем они различаются.

Под вступительными взносами понимаются суммы, внесенные членами некоммерческого объединения на оформление документов и организационные расходы.

Членские взносы - средства, регулярно вносимые членами объединения на текущие расходы, например, на оплату труда наемных работников по договорам (сторожей, электриков и т. п.).

Целевые взносы - те, которые вносятся на создание или приобретение имущества в общее пользование. Сюда относится все, что предназначено для обеспечения на территории садоводческого товарищества потребностей его членов в водоснабжении, водоотведении, проходе и проезде, электро- и газоснабжении, тепле, охране и пр. Это дороги, ворота и заборы общего пользования, водонапорные башни, котельные, площадки для мусора, противопожарные объекты и т. д.

О налогах

За землю товарищества СНТ уплачивает имущественный налог. Он рассчитывается в зависимости от площади земли садоводческих товариществ за вычетом участков тех членов, у кого они в собственности. Такие владельцы платят налог самостоятельно как физические лица по налоговым уведомлениям Федеральной налоговой службы. Лица, арендующие землю, платят налог через садоводство.

Другие моменты

По границе территории садоводческое товарищество должно быть обнесено ограждением (без забора можно обойтись при имеющихся естественных границах - реке, овраге).

Новый закон о СНТ, который вступает в действие с 2018 года, позволит существенно упростить жизнь рядовым дачникам и садоводам, уверены чиновники. Нововведения приведут к изменению базовых принципов объединения владельцев участков. Эксперты подчеркивают потенциальные риски нового закона, которые станут неприятным сюрпризом для граждан.

Госдума одобрила закон о СНТ, который вступит в действие в следующем году. Новая инициатива правительства направлена на коренные преобразования действующих норм объединения собственников садоводческих и дачных участков, которые не соответствуют нынешним реалиям. Ранее глава правительства Дмитрий Медведев подчеркивал необходимость перемен в данной сфере, которые позволят облегчить жизнь гражданам. Кроме того, обновленный закон позволит навести порядок в существующих объединениях и защитить права рядовых владельцев участков.

В новом законе об СНТ зафиксирован отказ от дачного или садоводческого кооператива с 2018 года. Все объединения должны быть преобразованы в сельскохозяйственные кооперативы. Кроме того, изменения коснутся дачного товарищества и садоводческого партнерства.

Чтобы создать товарищество, потребуется не менее трех голосов граждан-учредителей на соответствующем собрании. При этом необходимо сформировать список членов нового объединения, в котором отображаются сведения об участнике товарищества и кадастровый номер участка. Кроме того, новый закон определяет следующие органы товарищества:

  • председатель правления;
  • общее собрание;
  • ревизионная комиссия.

На смену существующего понятия «жилое строение» вводится категория «садовый дом», для размещения которого не нужно оформлять разрешение. Целевое назначение данной постройки – временное пребывание и отдых граждан. Кроме того, на дачном участке можно построить жилой дом, предназначенный для постоянного жительства.

Нововведения коснутся также принципов расчета регулярных взносов, направленных на реализацию целей товарищества. В том числе чиновники определили направления, на которые могут расходоваться данные средства. Все взносы в следующем году будут делиться на три типа: вступительные, членские и целевые.

В рамках нового закона появляется имущество, которое предназначено для общего пользования. Данная собственность не может быть разделена среди членов объединения.

В правительстве подчеркивают, что новый закон позволит решить множество накопившихся проблем дачников и огородников. В том числе нововведения позволят облегчить процесс подключения к энергосетям и создают механизм для улучшения качества дорог. Несмотря на оптимизм чиновников в связи с принятием нового закона, эксперты отмечают возможные негативные последствия для рядовых граждан.

Новый закон – новые проблемы

Введение нового понятия «садовый дом» чревато серьезными последствиями для дачников и садоводов, считают эксперты. Садовый дом можно будет строить без соответствующей разрешительной документации, однако невыясненным остается вопрос о дальнейшей судьбе существующих построек. Перерегистрация недвижимости и разделение построек на два типа может привести к появлению дополнительных проблем для граждан.

Отдельной проблемой является тема межевания участков, которую в рамках нового закона о СНТ необходимо завершить до 2018 года. В противном случае собственник участка столкнется с серьезными проблемами. Если границы участка не будут четко зафиксированы, то владелец не сможет его продать или передать по наследству. Также возникнут проблемы с оформлением постройки.

Еще один важный вопрос, который беспокоит экспертов – отсутствие господдержки, закрепленной на законодательном уровне. Предыдущая редакция закона предусматривала возможность софинансирования некоторых проектов, в том числе строительство и ремонт дорог. Обеспечить качественные дороги исключительно за счет взносов членов товарищества практически невозможно, отмечают эксперты.

Кроме того, в новом законе не прописан механизм досрочного снятия с должности председателя правления. В результате сохранятся случаи самоуправства внутри товариществ, что негативно отразится на достижении целей объединения.

Плюсы и минусы нововведений

Эксперты отмечают положительные преобразования, которые станут возможными благодаря новому закону. Попытка властей навести порядок среди дачных товариществ и систематизировать механизм взаимодействия внутри объединения является полезной инициативой. Предыдущая редакция закона не могла комплексно решить существующие проблемы дачников.

Однако нерешенным вопросом остается взаимодействие между местным самоуправлением и СНТ. Без этого не удастся решить проблемы с медицинским обеспечением и ремонтом дорог, поскольку собственных сил садовых товариществ будет явно недостаточно.

В следующем году вступает в действие новый закон о СНТ, в рамках которого вводятся новые понятия и категории. Власти стремятся навести порядок среди дачных и садовых товариществ, систематизируя основные нормы деятельности.

Эксперты отмечают риски, которые могут создать дополнительные трудности для граждан. В том числе актуальными остаются вопросы господдержки и перерегистрации построек.

В 2017 году ожидается принятие или же вступление в силу ряда правовых норм, регулирующих статус российских садоводческих объединений, порядок реализации дачниками некоторых имущественных прав, а также устанавливающих для садоводов некоторые дополнительные обязанности. Соответствующие инициативы реализуются как на уровне уже принятых правовых актов, так и в контексте активно обсуждаемых законопроектов.

Владельцам дач и участков в 2017 году нужно будет уделить серьезное внимание некоторым правовым нормам и законодательным инициативам, которые регулируют деятельность садоводов. В чем сущность данных норм, и на какие правоотношения распространяется их юрисдикция?

Законодательство о садоводческих объединениях в 2017 году: что изменится

В 2017 году в российском законодательстве, регулирующем правоотношения с участием садоводческих товариществ, ожидаются значительные изменения. Они будут выражаться:

  1. Во вступлении в силу ряда поправок в Федеральный Закон «О садоводческих объединениях» от 15.04.1998 года № 66-ФЗ.Суть поправок - в установлении для объединений садоводов обязательства по формированию реестра участников - до 01.06.2017 года или через месяц после государственной регистрации объединения (если она была осуществлена после вступления указанных поправок в силу).
  2. В переходе в юрисдикцию Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.06.2015 года № 218-ФЗ процедуры государственной регистрации земельных участков.Суть инициативы - в установлении с 2017 года для владельцев садовых участков (включая те, что принадлежат членам товариществ) обязательства оформлять технический план для дома на дачном участке - как условия оформления дома в собственность.
  3. В возможном принятии совершенно нового Закона о садоводческих товариществах 2017 года - на основе законопроекта № 1160742-6.Суть инициативы - в принятии принципиально нового правового акта о садоводческих организациях, который должен заменить ФЗ № 66.

В прессе, а также в тематических публикациях на юридические темы под принятием «нового закона» о садоводческих товариществах в общем случае понимается утверждение как раз таки указанного законопроекта (которому, стоит отметить, следует пройти еще несколько чтений в Госдуме).

Стоит отметить, что под «новым законом» об организациях садоводов (в широком смысле данного термина) неофициально могут пониматься и 2 другие указанные законодательные инициативы. Мы также уделим им внимание далее в статье.

Новый ФЗ о садоводческих объединениях (законопроект № 1160742-6): основные положения

  1. О том, что дачники могут учреждать объединения, представленные только в виде товарищества (которое может быть садоводческим или же огородническим) - как разновидности партнерства собственников недвижимости.
  2. О том, что исключительно садовые, но не огородные, земельные участки могут задействоваться для строительства жилых домов (в которых предполагается постоянное проживание собственников).
  3. О закреплении в законодательстве РФ понятия «садовый дом» вместо термина «жилое строение», которое используется в действующем федеральном правовом акте об объединениях садоводов.
  4. О регламентации порядка формирования органов управления партнерством в таких аспектах как:
    • вступление в ряды товарищества, выхода из него;
    • информирование членов партнерства о его деятельности;
    • определение перечня вопросов, которые не могут быть решены объединением садоводов при заочном голосовании его участников.
  5. Об определении ключевых принципов исчисления взносов членов организации, способов расходования данных взносов, их экономического обоснования.
  6. О регламентации оборота общего имущества членов организации.
  7. Об отказе от практики заключения договоров между участниками товариществ и гражданами, которые не являются членами партнерства при том, что за данными гражданами закрепляются обязанности по содержанию общего имущества соответствующих организаций.

Законопроект не предполагает осуществления перерегистрации уже созданных объединений. Нужно будет только привести их учетные документы в соответствие с принимаемым ФЗ при внесении первых изменений в эти документы после вступления данного правового акта в силу.

Когда законопроект о садоводческих объединениях будет принят?

Официальных данных касательно конкретных сроков принятия федерального правового акта на основе законопроекта № 1160742-6 пока что ни в каких источниках не опубликовано. Таким образом, неизвестно, будет ли соответствующий федеральный правовой акт об организациях садоводов принят в 2017 году (хотя в экспертном сообществе это ожидается).

В октябре 2016 года законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы, после чего - направлен в различные инстанции (законодательные, исполнительные структуры, Счетную Палату, Общественную Палату) для подготовки отзывов, замечаний, предложений.

Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственности, а также земельным отношениям предписано подготовить соответствующий проект закона к рассмотрению депутатами Госдумы. Но, опять же, официальных сроков завершения данной подготовки не опубликовано.

Таким образом, действующим нормативно-правовым актом, регулирующим сферу правоотношений с участием организаций садоводов, является ФЗ № 66. Как мы отметили выше, в отношении него был инициирован ряд поправок. Изучим их.

Текущий закон о садоводческих партнерствах (ФЗ № 66): поправки 2017 года

Итак, пока законопроект № 1160742-6 не утвержден, правоотношения с участием объединений садоводов регулируются ФЗ № 66. В данный правовой акт был внесен ряд поправок, которые устанавливают определенные обязательства для участников садовых товариществ в 2017 году.

А именно – в ФЗ № 66 появилась статья 19.1, которая установила обязательство для членов каждой организации садоводов – сформировать реестр членов соответствующей структуры. Данный реестр должен быть сформирован до 01.06.2017 года или же в течение 1 месяца с момента государственной регистрации товарищества садоводов (если она проведена после вступления рассматриваемых поправок в силу).

Реестр участников товарищества должен соответствовать требованиям законодательства о персональных данных. В нем должны присутствовать:

  • ФИО членов объединения;
  • почтовые или электронные адреса участников;
  • кадастровые номера участков, которые принадлежат членам партнерства (как только участки распределены между ними);
  • прочие сведения, предусмотренные уставом организации.

Кроме того, статья 19.1 ФЗ № 66 обязывает участников товариществ своевременно информировать руководящие органы соответствующих объединений об изменениях в указанных сведениях.

Дачи и ФЗ о регистрации недвижимости: на что обратить внимание участникам товариществ

В 2017 году фактически утратили силу положения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» от 21.06.1997 года № 122-ФЗ. Вместо них вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218.

В ранее действовавшем ФЗ № 122 была формулировка, по которой процедура государственной регистрации дома, расположенного на садовом участке, в собственность предполагает предоставление в регистрирующие органы декларации об объекте недвижимого имущества - по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447.

В свою очередь, в ФЗ № 218 присутствует другое требование - об обязательном оформлении технического плана. Его составление, как правило, требует существенно больших затрат владельца дачи - нужно обращаться в специальные организации и заказывать там технический план платно.

Декларацию же дачники могли заполнять без особых сложностей самостоятельно. Данная упрощенная процедура реализовывалась в рамках механизма так называемой «дачной амнистии» (можно отметить, что упрощенное оформление участка по соответствующему механизму в ФЗ № 218 осталось без изменений).

Многие граждане РФ, являясь членами объединений садоводов и владельцами дачных территорий, не имеют на руках правоустанавливающих документов на владение домом, который расположен на участке. Тем не менее, законодательство РФ позволяет данным гражданам все же оформлять соответствующие дома в собственность.

Автор: . Профессия по диплому: политолог (Сыктывкарский государственный университет). Текущий род деятельности: Журналист (бизнес-тематика). Опыт написания статей в изданиях «Форбс», «Деловой Петербург». Предприниматель.
11 февраля 2017 .

  • 25.9.2017
  • 211264

Новый дачный закон и сопутствующие ему подзаконные акты, вдвое увеличат обязательные траты дачников и усложнят процедуру регистрации домов на садовых участках. При этом обещанного решения вопроса прописки в садовых домиках так и не случилось. Опрошенные порталом сайт эксперты рассказывают о том, как изменится жизнь дачников 1 января 2019 года и что надо успеть сделать до этой даты.

Основные положения закона « О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд » № 217-ФЗ (от 29.07.17) заработают с 1 января 2019 года (нормы закона, касающиеся водяных скважин, уже вступили в силу, но об этом ниже). Ещё на этапе обсуждения проекта закона представители Госдумы неоднократно заявляли, что в законе будут чётко прописаны правила регистрации построек в садах и огородах, а также зафиксирована возможность прописки на дачных участках. Ничего этого в итоговом варианте закона нет. Сегодня даже авторы законопроекта говорят, что основное его нововведение - чисто формальная смена терминов плюс уточнение сугубо процедурных вопросов по членству в садовых товариществах, голосованию и т.д.

Людмила Воробьева

ведущий специалист общественной приемной Союза садоводов России

Новый закон упразднил большинство типов объединений садоводов. Оставлены только две формы: садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ). Особо подчеркну, что нет никаких сроков, в течение которых существующие объединения дачников-садоводов должны провести собственное переименование. Все товарищества и иные объединения могут существовать со своими учредительными документами сколь угодно долго. Если дачное или садоводческое объединение будет вносить изменения в свои бумаги, то оно автоматически переименовывается в СНТ. Объединение огородников - соответственно в ОНТ.

Следует уточнить, что только на землях садовых товариществ может быть разрешено строительство капитальных домов (в которых, соответственно, можно прописаться).

Как зарегистрировать жилой дом по новому закону

Как ранее рассказывал портал сайт, только на участке категории «земли населенных пунктов» с разрешённым использованием «индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС) или «личное подсобное хозяйство» (ЛПХ), а также на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - «дачное строительство».

Новый закон принципиальных изменений в описанный расклад не вносит. Согласно 217-ФЗ на огородных земельных участках (на территории ОНТ) можно возводить только хозяйственные постройки, предназначенные для хранения инвентаря и урожая. Строить жильё - временное или капитальное - нельзя. Хозяйственные постройки на землях ОНТ регистрировать не надо.

А вот на садовом земельном участке (на территории СНТ) согласно 217-ФЗ можно возвести «садовый дом» для сезонного проживания либо «жилой дом» - капитальное строение в котором возможна прописка. При этом в п.2 ст.23 нового закона говорится, что в СНТ капитальный дом можно построить, только если эта земля включена в «территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства». То есть возможность строительства капитального дома будет зависеть не только от разрешённого вида использования земель, но и от генплана, утвержденного муниципалитетом.

Как замечают юристы, норма о возможности капитального строительства только в соответствующих зонах (Ж-1, Ж-2 и т.д.) имеется и в ныне действующем дачном законе 66-ФЗ, но фактически она не работает. Муниципалитеты и регистрирующий орган ориентируются в основном на статус земли и разрешённое использование. Более того, если указанная норма действительно заработает, то строительство на садовых участках станет вообще невозможным. Ведь для таких участков пока не существует градостроительных регламентов. Впрочем, есть надежда, что необходимые изменения в сам закон или подзаконные акты будут внесены до вступления в силу 217-ФЗ.

При этом все эксперты сходятся в одном - владельцам построенных и зарегистрированных домов опасаться нечего.

Людмила Бурякова

руководитель общественной приемной Союза садоводов России

Вступление нового закона в силу никак не скажется на постройках, уже прошедших регистрацию. Их статус никак не изменится. Впрочем, как и сегодня, так и после вступления закона в силу собственникам надо регистрировать все капитальные строения (которые стоят на фундаменте). Регистрируются даже необлагаемые налогом жилые дома площадью мене 50 кв. м. Всё что не поставлено на кадастровый учёт находится вне правового поля. Правда, если раньше стоимость регистрации была 200-400 рублей, то с 1 января 2017 года из-за необходимости оформления технического плана объекта (через БТИ или кадастрового инженера) стоимость регистрации жилого дома на садовом участке выросла до 8-12 тыс. руб.

Вступление в силу нового дачного закона ещё несколько удорожает и усложнит процедуру регистрации жилого дома в СНТ.

Владимир Воронов

юрист, эксперт по загородной недвижимости АН «Линк»

Самое интересное в новом законе - это то, что для постановки на кадастровый учёт жилого дома, возведённого на землях сельскохозяйственного назначения, нужно будет предъявлять разрешение на строительство (п. 4 ст. 45 закона 217-ФЗ вносит изменения в ст. 51 Градостроительного кодекса). Сейчас достаточно иметь технический план на дом (его составляет БТИ или кадастровый инженер). Поэтому тому, кто строит сегодня жилой дом на садовом участке, посоветую зарегистрировать дом сейчас - пока не требуется разрешение на строительство.

Следует отметить, что необходимость в разрешении на строительство формально возникает даже раньше вступления в силу 217-ФЗ. В марте 2018 года завершается действие « » и разрешение на строительство становится обязательным для регистрации дома, построенного на дачном участке (на землях сельскохозяйственного назначения).

Наталья Царегородцева

Проблема в том, что сегодня ни один орган не выдаёт разрешения на строительство на землях сельскохозяйственного назначения. В районных и городских администрациях такие бумаги дают только для земель ИЖС. Садоводы, которые сегодня начинают строительство оказались в безвыходной ситуации. Они вынуждены вести работы без разрешения на строительство. Но когда стройка завершится, уже закончится «дачная амнистия» и/или вступит в силу 217-ФЗ. То есть в Кадастровой палате для регистрации дома уже будут требовать разрешение на строительство. И не факт, что дачник сможет получить эту бумагу, ведь дом то у него уже построен без разрешения. А значит дом (построенный в соответствии со всеми закона ми и требованиями) не удастся зарегистрировать (поставить на кадастровый учёт). Остаётся, впрочем, надежда, что муниципалитеты и законодатели в ближайшие месяцы разработают механизм, позволяющий вывести дачника из описанной ситуации.

Ранее портал сайт для постановки на кадастровый учёт и регистрации права собственности на частный дом на землях ИЖС. Скорее всего, после вступления в силу нового дачного закона, эта инструкция станет актуальной и для садоводов, строящихся на сельской земле.

Надежда Локтионова

В законе 217-ФЗ особо оговорено, что на землях огороднических некоммерческих товариществ (ОНТ) запрещено любое жилищное строительство. Там можно будет возводить только хозяйственные постройки. Однако сегодня есть товарищества огородников на землях которых на законном основании возведены жилые домики. Если владельцы таких домов ещё их не зарегистрировали, то им надо поспешить. Если успеть узаконить жильё на огородной земле до вступления закона в силу, то оно сохранит свой официальный статус и в дальнейшем. Но повторюсь, речь идёт только о постройках, возведённых в соответствии с законом.

Как прописаться в садовом доме по новому закону

Авторы закона 217-ФЗ неоднократно заявляли, что их закон позволит навести порядок в вопросе прописки в доме, построенном на садовом участке. В частности говорилось, что сегодня прописаться на даче можно только по решению суда, который должен признать дом капитальным, пригодным для постоянного проживания. С принятием нового закона прописка в жилом доме на землях СНТ будет само собой разумеющимся делом… Однако в окончательной редакции нового дачного закона ничего о прописке не говорится.

Наталья Царегородцева

председатель Свердловского отделения Союза садоводов России

В новом законе нет регламента по прописке (регистрации) граждан в жилых домах, возведённых на садовых участках. Остаётся только надеяться, что это будет учтено в дополнительных актах.

Почему новый закон удвоит обязательные траты садоводов

С вступлением в силу 217-ФЗ все взносы садоводов должны будут проходить через расчетный счет. Передача налички на руки председателю товарищества - запрещена. Только перевод безналом через банковского операциониста, через банкомат или интернет-банк.

Надежда Локтионова

юрист, председатель Союза садоводов Екатеринбурга

Новый закон заставляет садоводов и огородников переходить на безналичный расчет. Люди этого боятся. Им придётся платить комиссию за перевод. Кроме того, в таких условиях председатель уже не сможет вести дела сам. Придётся нанимать бухгалтера на зарплату, а значит, расходы товарищества возрастут. Расчёты показывают, что после 1 января 2019 года размеры членских взносов удвоятся. В некоторых товариществах размер членских взносов (без целевых) может достичь 20 тыс. руб. в год.

При этом, как замечает Надежда Локтионова, дополнительно расходы дачников увеличит рост налогов. Он не привязан к новому дачному закону, но фактически вырастет параллельно с вступлением в силу 217-ФЗ.

Надежда Локтионова

юрист, председатель Союза садоводов Екатеринбурга

В конце 2018 года дачники получат налоговые уведомления с новыми суммами. Если сегодня земельный налог для дачных, садовых и огородных участков рассчитывается по ставке 0,15%, то в следующем году расчёт будет по ставке 0,3%.

Закон позволит перевести садовые участки в земли ИЖС

Согласно п. 12 ст. 54 закона 217-ФЗ, если садовое товарищество находится в границах населённого пункта и все дома в нем признаны жилыми, то собственники через обращение в местную администрацию добиться изменения статуса земель, на которых стоит СНТ, на земли населённых пунктов с разрешённым использованием ИЖС. В таком случае СНТ преобразуется в товарищество собственников жилья и живет по нормам Жилищного кодекса.

Впрочем, эксперты замечают, что, во-первых, без соответствующих подзаконных актов описанная схема работать не будет, а во-вторых, перевод «дачной» земли в статус ИЖС в разы увеличит размер земельного налога. Для сравнения: предельная ставка налога на садовые земли 0,3% кадастровой стоимости, а на земли ИЖС - 1,5%. Следовательно, если садоводы смогут прописаться в своих домах, то переходить из СНТ в ТСЖ им нет смысла.

Единственная норма 217-ФЗ вступившая в силу

С момента опубликования нового дачного закона (2 августа 2017 года) в силу вступили только нормы, касающиеся водяных скважин. Благодаря им теперь стало понятно, в каких случаях владельцу необходимо лицензировать свою скважину.

Алмаз Хафизов

заместитель директора ГУП «Экосистема»

Лицензия на водяную скважину не нужна, если выполняются четыре условия: 1) скважина принадлежит физическому лицу; 2) скважина пробурена не на централизованный водоносный горизонт (информацию об этом можно получить в минэкологии); 3) скважина используется только в личных целях; 4) из скважины поднимается менее 100 кубометров воды в сутки. То есть фактически в лицензии нуждаются только скважины, принадлежащие товариществам. Личные скважины лицензировать не надо.

По отношению к новому закону большинство садоводов заняли выжидательную позицию. Конкретные выводы и мнения они берегут до выхода подзаконных актов и появления судебной практики по применению 217-ФЗ.

Поделиться: