Должностная инструкция первого помощника капитана. Должностные обязанности палубной команды - Key4mate. Как Грузовой Офицер, Старший помощник отвечает за

Сегодня мы рассмотрим тему обязанностей палубной команды на судне. Грамотный руководитель (в лице капитана, вахтенного помощника капитана, боцмана) должен знать обязанности своих подчинённых и естественно знать, за что он сам отвечает перед своим начальством. Итак, освоив данную статью, мы разберёмся кто, за что и перед кем конкретно отвечает на судне.

Один из каверзных вопросов проверяющих о том, где Вы можете прочитать свои обязанности. Обычно, на мостике есть папка, где описана SMS (Safety Management System) Компании. Эта папка может носить разные названия: SMS Manual, Ship board manual и т.д. По приходу на судно, Вам в этой папке дают расписаться, мол, ознакомились. Вот в ней то и написано, что согласно требованиям Компании Вы должны делать (и не только это). Как минимум для себя найдите место, где описаны Ваши должностные обязанности , это может пригодиться при проверках.

Должностные инструкции предназначены для каждого моряка работающего на судах определённой компании. Капитан обладает полнотой власти и имеет право (если он считает это необходимым в целях безопасности или хорошей практики) уточнить / расширить / перераспределить обязанности и задачи своих подчинённых. В таком случае, затронутое лицо должно быть оповещено капитаном в письменной форме и копия направлена в компанию с кратким разъяснением. Любые вопросы, связанные с должностными обязанностями должны решаться с компанией.

Капитан Капитан отвечает перед компанией за: 1) Общее командование судном. 2) Безопасность судна, его экипажа, груза и окружающую среду. 3) Постоянное исполнение политики компании по безопасности и защите окружающей среды в соответствии с Наставлением Компании по Управлению Безопасностью (Safety Management System Manual). 4) Проведение капитаном проверки Системы Управления Безопасностью как предписано в Наставлении Компании по Управлению Безопасностью. 5) Проверку и управление любым карго-планом, подготовленным старпомом. 6) Связь с судовладельцами, компанией, фрахтователями и любой другой заинтересованной стороной. 7) Соблюдение законов, местных или международных правил, которые распространяются на судно. 8) Контроль за сроком действия судовых документов и свидетельств членов экипажа в соответствии с требованиями торгового мореплавания. 9) Техобслуживание судна и его оборудования. 10) Доклады компании и другим сторонам о любом инциденте или повреждении касающееся судна, его экипажа или груза в случае необходимости. 11) Надлежащий учёт и безопасное хранение фондов компании. 12) Профессиональное и компетентное выполнение условий чартера судна. 13) Проверку бункеров и судовых запасов на борту достаточных для обеспечения рейса. 14) Постоянную защиту интересов судовладельцев и компании. 15) Исполнение других обязанностей или инструкций по требованию компании.

Старший помощник капитана Старший помощник капитана отвечает перед капитаном за: 1) Замещение капитана в его отсутствие или если он не в состоянии выполнять свои обязанности из-за несчастного случая или болезни. 2) Подготовку судна по-походному перед выходом в море. 3) Несение надлежащей штурманской вахтенной службы. 4) Выполнение обязанностей судового офицера безопасности и обеспечение охраны окружающей среды на судне. 5) Внедрение безопасных приёмов работ на борту судна. 6) Общее техобслуживание всего оборудования по безопасности на судне используя, при необходимости, помощь других командиров. 7) Приготовление всех грузовых планов и документов, а также погрузку и выгрузку судна. 8) Организацию работ членов палубной команды. 9) Поддержание в надлежащем состоянии судовых устройств и общей чистоты. 10) Поддержание палубного оборудования в надлежащем мореходном состоянии при консультациях со старшим механиком. 11) Исполнение любых других обязанностей по указанию капитана.

Несмотря на то, что старший механик никак не относится к палубной команде, я решил привести его обязанности, так как он ответственный за их выполнение перед капитаном.

Старший механик Старший механик отвечает перед капитаном за: 1) Механическую часть судна, безопасность экипажа, исправность механизмов и непосредственно за охрану окружающей среды. 2) Исполнение политики компании, которая содержится в постоянных наставлениях судна, руководствах компании и официальных инструкциях компании по эксплуатации всех механизмов, безопасности и защиты окружающей среды. 3) Судовую дисциплину командиров и экипажа всех подразделений машинной команды и оценку их работы. 4) Безопасную эксплуатацию судовых механизмов и силовой установки. 5) Управление эксплуатацией главной энергетической установки и вспомогательных механизмов. 6) Тщательное ведение и контроль расхода судового топлива и смазки и за определение потребности в бункере и смазочных материалах. 7) Бункеровку топливом, смазочными маслами и другими необходимыми веществами. 8) Техническое обслуживание главного двигателя, вспомогательных механизмов, грузовых и палубных механизмов. 9) Соответствие нормам и требованиям классификационного надзора механизмов и их помещений. 10) Точные записи в машинном журнале всех рабочих параметров вахтенными механиками. 11) Доклад о любом аварийном случае или повреждении судовых механизмов и технического оборудования. 12) Постоянную защиту интересов владельца и компании.

Второй помощник капитана Второй помощник капитана отвечает перед капитаном за: 1) Несение штурманской вахты в море. 2) Планирование рейса включая подготовку всех карт и требуемых пособий. 3) Корректуру и поддержание на уровне современности навигационных карт, морских и справочных пособий. 4) Поддержание в исправности всего оборудования мостика. 5) Руководство швартовными и якорными операциями судна по указанию капитана. 6) Организацию и обеспечение медицинского обслуживания личного состава судна. 7) Выполнение других обязанностей по указанию капитана.

Второй помощник капитана отвечает перед старшим помощником капитана за: 1) Несение стояночной вахты в порту, включая надлежащий контроль за грузовыми операциями. 2) Обслуживание судовых противопожарных систем и оборудования, судовых спасательных средств, дыхательных аппаратов, самоспасателей и т.д. Дополнительно курирование третьего помощника капитана и третьего механика в обслуживании спасательных шлюпок, шлюпочных двигателей и противопожарного оборудования в машинном отделении соответственно. 3) Ведение соответствующих формуляров техобслуживания. 4) Любые другие обязанности по указанию старпома.

Второй помощник капитана в случае необходимости заменяет старшего помощника капитана.

Третий помощник капитана Третий помощник капитана отвечает перед капитаном за: 1) Несение штурманской вахты в море. 2) Помощь второму помощнику капитана в корректуре навигационных пособий. 3) Руководство швартовыми и якорными операциями по указанию капитана. 4) Исполнение других обязанностей по указанию капитана.

Третий помощник капитана отвечает перед старшим помощником капитана за: 1) Несение вахты в порту, включая контроль за грузовыми операциями. 2) Контроль за судовыми спасательными шлюпками и оборудованием совместно со вторым помощником капитана. 3) Ведение необходимого шлюпочного имущества/журналов обслуживания. 4) Соответствующие записи по общесудовым/пожарным/шлюпочным тревогам в официальный журнал. 5) Любые другие обязанности, назначенные ему старпомом.

Третий помощник капитана в случае необходимости заменяет второго помощника капитана.

Боцман Боцман как старший палубной команды отвечает перед старшим помощником капитана за: 1) Организацию палубной команды на выполнение указаний старпома. 2) Контроль и распределение всего палубного снабжения и расходование красок. 3) Помощь в составлении заявок на снабжение. 4) Помощь в швартовных и якорных операциях судна. 5) Дисциплину всего рядового состава палубной команды. 6) Выполнение других обязанностей по указанию старпома.

Донкерман (Насосный моторист) Донкерман(Насосный моторист) отвечает перед старпомом за: 1) Работу грузовых/балластных насосов под руководством вахтенного офицера. 2) Регулярный контроль за работой грузовых/балластных насосов во время грузовых операций. 3) Необходимую помощь во время погрузки/выгрузки судна. 4) Помощь в зачистке трюмов/танков судна при необходимости. 5) Ежедневные замеры всех ёмкостей как положено. 6) Любые другие обязанности по указанию старпома.

Повар/ Старший стюард Повар/ Старший стюард отвечает перед капитаном за: 1) Приготовление и подачу пищи экипажу. 2) Учёт всего продовольствия и каютного инвентаря. 3) Составление заявок на продовольствие и каютный инвентарь. 4) Поддержание камбуза и помещений кладовых в чистом и опрятном состоянии. 5) Любые другие обязанности по указанию капитана. Матрос первого класса/ Старший матрос (Able-Bodied Seaman - AB) В море: отвечает перед вахтенным помощником капитана за: 1) Несение вахты вперёдсмотрящего на мостике. 2) Удержание курса судна по указанию вахтенного офицера или капитана. 3) Исполнение основных обязанностей на мостике по указанию вахтенного офицера или капитана.

При определённых условиях хорошей видимости и неограниченных водах капитан может освобождать матроса 1-го класса для выполнения других обязанностей. Тем не менее, матрос должен оставаться вблизи мостика.

В порту: отвечает перед вахтенным помощником капитана за: 1) Несение палубной вахты. 2) Наблюдение за швартовами как необходимо. 3) Наблюдение за трапом как необходимо. 4) Помощь в грузовых операциях по указанию вахтенного помощника капитана или старпома. 5) Любые другие обязанности по указанию вахтенного помощника капитана или старпома.

Другие обязанности: Матрос 1-го класса отвечает перед боцманом за: 1) Общее техобслуживание судна по указанию боцмана. 2) Участие в швартовных и якорных операциях судна. 3) Поддержание своего жилого помещения в чистом и опрятном состоянии. 4) Любые другие обязанности по указанию боцмана.

Матрос 1-го класса в случае необходимости замещает боцмана.

Матрос 2-го класса / Младший матрос (Ordinary Seaman - OS) В море: в условиях ограниченной видимости или в стеснённых водах или как потребует капитан он будет ответственен перед вахтенным помощником капитана за: 1) Исполнение обязанностей вперёдсмотрящего на мостике. 2) Удержание курса судна по указанию вахтенного помощника капитана или капитана. 3) Исполнение основных обязанностей на мостике. 4) Любые другие обязанности по указанию вахтенного помощника капитана или капитана.

Другие обязанности: Матрос 2-го класса отвечает перед боцманом за: 1) Общее палубное техобслуживание по указанию боцмана. 2) Содержание своего жилого помещения в чистом состоянии. 3) Любые другие обязанности по указанию боцмана.

Палубный кадет Прямых обязанностей у кадета нет, но фактически занимается на судне он всем тем же, что и матросы. Как правило, кадет работает 4 часа на палубе - 4 часа на мостике. В основном работает на палубе помогая матросам, помогает при швартовках, мытье трюмов (танков), убирает на мостике, помогает помощникам «принести то, отнести это», помочь делать корректуру и т.д. Более того, если повезёт с капитаном, будет обучаться как будущий помощник капитана всему необходимому на мостике у вахтенного помощника/капитана.

P.S. К сожалению, многие иностранцы-капитаны (греки, немцы и т.д), да и среди наших есть тоже такие люди, которые говорят тебе: «Парень, ты кто? Кадет/ OS? Так вот и иди на палубу и делай, что надо, а не мешай нам тут». Так что то, чему вы научитесь в рейсе в большой степени зависит от капитана и его отношению к обучению рядовых.

В связи с этим, желаю Вам побольше удачи и везения! И конечно же надеюсь, что Вы извлечёте пользу из данной статьи после её прочтения.

Инструкция для должности "Помощник капитана ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Помощник капитана" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Стаж работы по профессии на судне, как часть одобренной программы подготовки- не менее 1 года, или одобренный стаж работы на судне в составе палубной команды - не менее 3 лет, в том числе выполнение обязанностей по несению вахты на мостике под руководством капитана или лица командного состава высшей квалификации - не менее 6 месяцев. Экзаменационные испытания по требованиям относительно компетентности в соответствии с Кодексом о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения диплома о должностной квалификации и других документов. Периодическое повышение и подтверждение квалификации.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, распоряжения, приказы, инструкции, нормативные и другие руководящие документы по вопросам безопасности плавания, судовождение, организацию судовой службы, технического состояния судов, торгового мореплавания;
- основные принципы несения судовой навигационной вахты;
- теорию и практику судовождения (мореходную астрономию, навигацию, общую и специальную лоцию);
- навигационно-штурманское оборудование, приборы и средства судовождения;
- общие положения об установлении путей движения судов;
- принцип действия и обслуживание основных типов магнитного и гирокомпассов;
- эксплуатационные требования относительно основных типов средств автоматической радиолокационной проводки;
- конструкцию судна;
- системы управления рулевым приводом, устройство аварийной буксировки;
- систему дистанционного управления энергетической установкой;
- правила Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, которое осуществляет технический надзор за судном;
- положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), предупреждению столкновения судов (МППСС), по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) и т.п.;
- характеристики различных систем погоды, приливы и течения;
- правила пожарной безопасности во время погрузки, размещения, выгрузки и перевозки легковоспламеняющихся, отравляющих и других опасных грузов;
- способы ликвидации пожара в трюмах и танках;
- Международный свод сигналов, азбуку Морзе;
- стандартные фразы ИМО общения на море;
- английский язык устной и письменной формы;
- инструкции судовладельца, условия контракта;
- основы транспортного права;
- аварийно-спасательное дело;
- правила, способы и технические средства выживания на море;
- методы оказания первой медицинской помощи на судах;
- основы экономики и организации труда;
- основы трудового законодательства.

1.4. Помощник капитана назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Помощник капитана подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Помощник капитана руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Помощник капитана во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль посещения судна посторонними лицами.

2.2. Осуществляет планирование и проведение перехода, определяет местонахождение судна с использованием астрономических и радиотехнических приборов, средств навигационного ограждения, навигационных карт и пособий, электронного навигационного оборудования и других судовых средств навигации.

2.3. Использует для обеспечения безопасности мореплавания радиолокатор и средства автоматической радиолокационной проводки.

2.4. Несет безопасные ходовые навигационные и стояночный вахты.

2.5. Организовывает должное несение вахтенной службы.

2.6. Осуществляет маневрирование судна с учетом необходимых факторов.

2.7. Обеспечивает своевременную подготовку судна к швартовым операциям, до постановки судна на якорь.

2.8. Руководит швартовыми и буксировочными работами.

2.9. Обеспечивает своевременное включение сигнальных огней, выставление знаков и сигналов судна.

2.10. Выполняет все необходимые действия в аварийных ситуациях, принимает меры по предотвращению опасности для судна или спасанию людей, которые терпят бедствие на воде.

2.11. Использует Глобальную морскую систему связи во время бедствия и для обеспечения безопасности.

2.12. Передает и принимает световые сигналы.

2.13. Контролирует погрузки согласно грузового плана, правильность размещения, закрепления и выгрузки грузов.

2.14. Обеспечивает правильное использование судовых грузовых средств внутритрюмной механизации, своевременное открытие и закрытие грузовых трюмов.

2.15. Следит за состоянием пломб и печатей на опломбированных трюмах и помещениях.

2.16. Контролирует соблюдение температурного режима и проветривания трюмов.

2.17. Обеспечивает во время плавания безопасную перевозку грузов, включая опасные, вредные и ядовитые.

2.18. Принимает необходимые меры в случае пожаров, включая пожары наливных систем.

2.19. Организовывает использование судовых средств пожаротушения.

2.20. Обеспечивает выполнение требований по предотвращению загрязнения с судна природной окружающей среды.

2.21. Ведет надежный надзор за содержанием судна в мореходном состоянии.

2.22. Обеспечивает выполнение замеров воды в ллялах и сточных колодцах.

2.23. Ведет наблюдение за креном и дифферентом судна.

2.24. Следит за укомплектованностью судна коллективными и индивидуальными спасательными средствами, спасательным и аварийным оборудованием, инвентарем и пиротехникой.

2.25. Использует в случае необходимости устройства и оборудование для спуска спасательных и дежурных шлюпок на воду, обеспечивает их готовность к спуску в любое время.

2.26. Ведет записи в судовом журнале согласно установленным правилам.

2.27. Принимает меры в случае несчастных случаев или заболеваний, типичных для судовых условий.

2.28. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.29. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Помощник капитана имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Помощник капитана имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Помощник капитана имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Помощник капитана имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Помощник капитана имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Помощник капитана имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Помощник капитана имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Помощник капитана имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Помощник капитана имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Помощник капитана несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Помощник капитана несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Помощник капитана несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Помощник капитана несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Помощник капитана несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Помощник капитана несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Помощник капитана несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Responsibilities of Chief Officer

The Chief Officer reports to the Master. He should always obtain the consent of the Master, before going on shore leave.

The Chief Officer is the Head of the Deck Department and is the Officer in Charge in the absence of the Master.

On Deck Chief Officer is responsible :

  • to ensure that all the cargo and deck activities are as per the SMS, fully complying with the International & Company Safety Rules and Regulations.
  • For efficient and safe work practices by issuing detailed instructions on the work to be done, training the deck staff for the particular tasks, ensuring that the proper checklist, Risk Assessments, Work Permits etc. are issued and exercising adequate supervision.
  • for setting Watches.He is responsible for training junior Deck Officers in higher rank duties by ensuring that they are actively involved in the planning, cargo-line setting, and execution of the cargo and ballast operations.
  • for appraising deck crew, in cooperation with the Master.
  • to ensure that the Ship"s Planned Maintenance system (PMS) is maintained up-to-date for his area of responsibility.
  • to ensure that all files and records for which he is responsible, are updated at all times and as per the Vessel"s Standard Filing Plan.
  • to ensure that the ship"s deck and cargo equipment are operated and maintained in accordance with SMS procedures with the rules and regulations of the Classification Society, and the Flag Administration.

As Cargo Officer the Chief Officer is responsible for:

  • Planning and supervising all cargo related operations. (Cargo Planning, pre-cargo operations, safe loading and discharging operations, cargo sampling, MSDS, periodical checks of various equipment , gas measuring equipment etc.) and keeping relevant records.
  • Ensuring the safe loading, unloading, ballasting, de-ballasting and when required, tank cleaning.
  • Ensuring that the ship"s trim, draft, stability and stress are maintained within the required limits, at all times.
  • Being responsible for the implementation of the Ballast Water Management Plan, keeping it updated at all times, filling in the Forms and the relevant Log Book.
  • Supervising the mooring operations and being responsible for the maintenance of the mooring system.

As Navigation Officer the Chief Officer is responsible for:

  • Keeping a safe navigational watch, if required.
  • Assisting with communications, if and when required.

As Environmental Control Officer:

  • He is responsible for the implementation of the Garbage Management Plan as per Marpol Annex V requirements.
  • The Chief Officer , in cooperation with the Master , is responsible to ensure general health and personal hygiene onboard.
  • When appointed as Medical Officer, he is responsible for maintaining the vessel"s Medical Chest and Medical Log Book.

Перевод должностных обязанностей старшего помощника капитана на русский язык

Обязанности старшего помощника капитана судна

Докладывает:

  • Старший Помощник докладывает капитану.
  • Он должен получить разрешение капитана перед тем, как идти на берег.
  • Старший помощник отвечает за палубное отделение и выполняет обязанности капитана в его отсутствие.

На палубе Старший помощник ответственный за:

  • Обеспечение выполнения всех палубных работ в соответствии с международными правилами безопасности и правилами безопасности, принятыми в компании.
  • Безопасное и эффективное выполнение работ, инструктирувание, обучение палубного экипажа. Обеспечение выполнения работ под наблюдением и с наличием чеклистов, оценки риска и разрешений на работу.
  • Распределение вахтенных обязанностей.
  • Обучение младших офицерских помощников, их вовлечение в планирование, грузовые и балластные операции.
  • Оценка экипажа, при содействии капитана.
  • Обеспечение плановых работ по обслуживанию судна, тех которые в его заведовании.
  • Все записи и файлы должны быть обновлены согласно стандартам принятым на судне.
  • Обеспечение работы и обслуживания палубного и грузового оборудования.

Как Грузовой Офицер, Старший помощник отвечает за:

  • Планирование и контроль всех грузовых операций (планирование грузовых работ, работы до начала погрузки, безопасная погрузка и выгрузка, периодическая проверка различного оборудования).
  • Обеспечение безопасной погрузки, разгрузки, балластных и помывочных операций.
  • Поддержание в нужных пределах дифферент и осадку судна.
  • Контроль швартовых операций и контроль за обслуживание швартовых механизмов.

Как Навигационный офицер, Старший помощник ответственный за:

  • Несение навигационной вахты
  • Помощь в поддержании связи, если необходимо.

Экологический контроль:

  • Ответственный за применение плана по сбросу мусора, в соответствии с требованиями Marpol Annex V.
  • Старший помощник отвечает за здоровье и гигиену на борту судна.
  • Если назначается Офицером по медицинской части, отвечает за пополнение медикаментами и заполнение медицинского судового журнала.
Advanced, Одесса 24 апреля 2017 11 марта 2018
Инструкция для должности "Старший помощник капитана ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Старший помощник капитана" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - полное, базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист, бакалавр или младший специалист). Стаж работы по профессии помощника капитана для получения диплома старшего помощника капитана судов: валовой вместимостью 3000 и более (с образовательно-квалификационным уровнем - специалист), валовой вместимостью от 500 до 3000 или менее 500 в случае плавания в открытом море (с образовательно-квалификационным уровням бакалавр), валовой вместимостью менее 500 прибрежного плавания (с образовательно-квалификационным уровнем - младший специалист) - не менее 1 года. Экзаменационные испытания по требованиям относительно компетентности в соответствии с Кодексом о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения диплома о должностной квалификации и других документов. Периодическое повышение и подтверждение квалификации.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, приказы, распоряжения, положения, инструкции, нормативные и другие руководящие документы по судовождению, технической эксплуатации судов торгового флота, по вопросам безопасности мореплавания, технического состояния судов, организации общесудовой службы;
- навигацию, общую и специальную лоцию;
- эксплуатационные технические данные навигационно-штурманского оборудования;
- передовой отечественный и зарубежный опыт судовождения;
- правила эксплуатации системы дистанционного управления силовой энергетической установкой;
- правила и нормативные документы Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, которое осуществляет технический надзор за судном;
- Кодекс торгового мореплавания Украины;
- положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (МАМПС), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ), о грузовой марке;
- международные правила, кодексы и стандарты, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и перевозки грузов, учитывая Кодекс безопасной практики размещения и закрепления грузов (Кодекс РКГ), Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ), Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов (Кодекс НГ);
- правила погрузки, перевозки и выгрузки тяжеловесных и длинномерных грузов;
- организацию размещения и обслуживания пассажиров (на пассажирских судах);
- специфику погрузки, крепления, перевозки и выгрузки на специализированных судах;
- правила пожарной безопасности во время выполнения ремонтных работ и работ с применением открытого огня;
- противопожарная защита судна;
- Отраслевое соглашение между Минтрансом Украины и профсоюзом;
- правила и инструкции судовладельца, условия Коллективного договора (контракта);
- экономику, организацию труда и управления, транспортное право, аварийно-спасательное дело, морские санитарные декларации и требования Международных санитарных правил;
- Международное медицинское руководство для судов, медицинский раздел Международного свода сигналов;
- английский язык (морскую специфику).

1.4. Старший помощник капитана назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Старший помощник капитана подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Старший помощник капитана руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Старший помощник капитана во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Осуществляет планирование рейса, управление и маневрирование судном в любых обстоятельствах.

2.2. Обеспечивает организацию судовой службы, замещает капитана и принимает на себя командование судном в случае необходимости.

2.3. Руководит службой эксплуатации и быта, работой палубной команды.

2.4. Осуществляет контроль за надлежащей организацией труда и отдыха в этих службах.

2.5. Обеспечивает правильное использование, обслуживание и содержание в исправном техническом состоянии корпуса, палуб, палубных механизмов, люковых закрытий и горловин отсеков, рангоута и такелажа, судовых устройств и помещений, спасательных средств, аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, мерительных, воздушных и приемных труб систем пресной воды и баластно-осушительной, трапов, штормтрапов, подъемников, кранцевой защиты.

2.6. Осуществляет организацию и контроль подготовки аварийных подразделений, непосредственное руководство действиями экипажа при обеспечении живучести судна.

2.7. Составляет расписания по сигналам тревоги всего экипажа, во время стоянок в портах - сокращенного экипажа.

2.8. Осуществляет контроль поставки и укомплектованности индивидуальными и коллективными аварийно-спасательными средствами и имуществом корпусной части, наличием нормативного провианта.

2.9. Ведет учет наличия воды в балластных танках и цистернах.

2.10. Обеспечивает своевременное снабжение судна и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов пищевого снабжения и питьевой воды, их правильное расходование и учет, утверждает меню питания экипажа.

2.11. Осуществляет расположение членов экипажа и лиц, временно прибыли на судно, в жилых помещениях.

2.12. Обеспечивает надлежащую организацию размещения и обслуживания пассажиров, если в штате отсутствует помощник капитана по пассажирской части.

2.13. Исполняет обязанности помощника капитана по пожарной части, если таковой отсутствует в штате.

2.14. Контролирует содержание судна в надлежащем санитарном состоянии.

2.15. Обеспечивает прохождения судном дератизации и дезинсекции.

2.16. Осуществляет подготовку и объявление приказов капитана, контролирует их выполнение, сохраняет судовые печати и штампы.

2.17. Составляет грузовой план с учетом специфики и свойств груза, обеспечения устойчивости, прочности судна, представляет его на утверждение капитану.

2.18. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и механизмов судна к выполнению грузовых операций, палуб, трюмов и других грузовых помещений - для принятия груза.

2.19. Контролирует и обеспечивает необходимый температурный режим грузовых помещений и уровень влажности.

2.20. Составляет и вручает сообщение (нотис) о готовности судна к проведению грузовых операций.

2.21. Ведает принятием и сдачей груза (багажа), обеспечивает правильные нагрузки, сепарирование, укладку, крепление, перевозку и выгрузку.

2.22. Осуществляет контроль опломбирования грузовых помещений и хранения пломб.

2.23. Выдает расписки о принятии груза, оформляет грузовые документы, ведет судовую грузовую документацию, составляет рейсовый отчет.

2.24. Лично руководит подготовкой судна для перевозки опасных и навалочных грузов, нагрузкой, закреплением, выгрузкой тяжеловесных и длинномерных грузов, расположением и закреплением палубного груза.

2.25. Руководит погрузочно-разгрузочными работами на специализированных судах (типа "РО-РО", контейнеровозах и т.п.).

2.26. Осуществляет планирование и проведение ремонтно-профилактических работ, выполняемых палубной командой, подготовку ведомостей дефектов своего ведения.

2.27. Следит за укомплектованностью судна техническим обеспечением корпусной части.

2.28. Осуществляет составление ремонтных ведомостей в соответствии с объектами обслуживания.

2.29. Контролирует качество корпусных работ, выполняемых ремонтными предприятиями.

2.30. Обеспечивает своевременное предъявление судна для осмотра органам технического надзора за корпусной частью.

2.31. Перед выходом судна в рейс осуществляет проверку подготовки судна к плаванию.

2.32. Докладывает капитану о готовности судна к рейсу после получения докладов от помощников капитана о готовности подведомственных подразделений.

2.33. Во время плавания контролирует состояние крепления палубных устройств и грузов, организовывает надзор за водонепроницаемостью корпуса и принимает меры по устранению недостатков, которые были замечены, руководит подготовкой судна к штормовому плаванию, а также плаванию в ледовых условиях, швартовкой судна (совместно с лоцманом или самостоятельно) при отсутствии капитана на борту судна.

2.34. Несет стояночные и ходовые вахты.

2.35. Осуществляет контроль выполнения мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды.

2.36. Организовывает своевременное оказание медицинской помощи членам судового экипажа.

2.37. Обеспечивает соблюдение экипажем судна правил охраны труда, проводит инструктажи по вопросам охраны труда.

2.38. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.39. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Старший помощник капитана имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Старший помощник капитана имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Старший помощник капитана имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Старший помощник капитана имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Старший помощник капитана имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Старший помощник капитана имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Старший помощник капитана имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Старший помощник капитана имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Старший помощник капитана имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Старший помощник капитана несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Старший помощник капитана несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Старший помощник капитана несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Старший помощник капитана несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Старший помощник капитана несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Старший помощник капитана несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Старший помощник капитана несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Становясь моряком, не только привыкаешь к особому миру, к судну - стальному, напичканную машинами, приборами, проводами, к вечно переменчивому океану, к непогоде, которую уже нельзя ни на минуту игнорировать, как это могут те, кто может жить на берегу. Привыкаешь к окружению людей, среди которых место и обязанности каждого строго определены должностной инструкцией. На корабле точно известно кто есть кто - это экипаж судна .

КАПИТАН КОРАБЛЯ

Представим себе картину. Если бы часть суши каким-то образом оторвалась от берега и начала плыть в океане, безусловно, на этой части земли стало необходимым иметь человека, который смог бы поддерживать порядки, придерживаясь закона и одновременно управлять этим клочком суши. Такой частью государства, которая временно отделяется от берега и ходит в водах мирового океана, и есть судно или , а таким человеком становится капитан. Слово «капитан» живет уже много столетий и происходит, как утверждают, от слова «глава».

Слово капитана на корабле или судне - закон. Все распоряжения исходящие от берега передаются только капитану судна. Неудивительно, что закон дает право капитану и арестовывать, а также засвидетельствовать рождение или смерть человека.

капитан судна

Про обязанности капитана можно говорить бесконечно. Капитан корабля обязан знать и уметь все. Если судно обнаружит в море людей или другой корабль, с которым произошла беда, капитан должен оказать людям помощь, и после заключения спасательного контракта, начать спасение судна.

Капитан судна должен быть внимательным и осторожным человеком. В перечне его обязанностей прямо говорится, что курс судна он должен рассчитать с особым старанием, дабы избежать ошибок. При подходе к рифам он должен уделять больше внимания цвету воды (на мели вода темнее) и наличия в ней плавучих водорослей. При подходе к берегу эти меры предосторожности должны быть удвоены. Даже присутствие на судне приглашенного не снимает с капитана судна ответственности за безопасность движения корабля.

В случае опасности столкновения с другим судном капитан должен действовать четко и недвузначно: он обязан лично сообщить на другой корабль название своего судна и порт приписки и получить в ответ те же данные. В противном случае, когда неизбежна, капитан может покинуть судно только тогда, когда исчерпаны все возможные средства для спасения. Сначала он принимает меры по спасению пассажиров, затем разрешает оставить борт судна экипажу и покидает корабль последним, забрав с собой журналы (судовой, машинный), карты и корабельную кассу.

Во время беды, спасая людей, независимо от пассажиров своего судна или людей с другого корабля, который тонет, капитан должен беспокоиться, чтобы в первую очередь в были помещены дети, женщины, старики и больные.

И уже совсем неприятная обязанность: в случае смерти человека на борту, капитан корабля должен засвидетельствовать смерть и решить - доставлять тело в порт или похоронить в море...
И это лишь незначительная часть обязанностей капитана корабля.

ПОМОЩНИКИ КАПИТАНА

Помогают капитану командовать кораблем помощники. Их много, но судно, на котором они находятся тоже немаленькое.

Старший помощник - первый заместитель капитана, готовый в любой момент заменить его в море или на стоянке. От него зависит порядок и дисциплина на судне. Капитан сошел на берег и к старшему помощнику переходят все права и обязанности капитана.

старший помощник капитана и рулевой

Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж судна, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование кораблем. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в акватории порта, вызывая при необходимости лоцмана и портовые .

Старший помощник капитана обязан:
1. Составлять и корректировать судовое расписание.
2. Организовывать и проводить подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использование спасательных средств и спасение людей, груза и судового имущества, контролировать подготовку аварийных команд.
3. Обеспечивать наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.
4. Контролировать и вести учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, и ее расход.
5. Обеспечивать правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпус, палубы и надстройки судна, судовые помещения и отсеки, питьевые танки, помещения коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.
6. Совместно со старшим механиком старший помощник капитана обязан проверять состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.
7. Планировать и осуществлять контроль проведения судовых работ, а также следить за качеством приготовления пищи.

Перед началом и в ходе грузовых операций старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечивать подготовку грузовых устройств и помещений к приему грузов; проверить их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.
2. Лично руководить погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.
3. Лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать выполнение правил морской перевозки.

Перед выходом в рейс старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечить подготовку судна по-походному, принять меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.
2. Проверить готовность рулевых, якорных, швартовных и шлюпочных устройств, сигнальных огней, средства световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следить за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

В рейсе старший помощник капитана обязан:
1. Контролировать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимать меры к их обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.
2. Старший помощник капитана несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Также в командный состав судна входят: второй помощник, которого еще называют грузовым помощником. Он отвечает за погрузку и разгрузку, загруженность трюмов, их чистоту и безопасность.

Третий помощник - штурман. На нем карты, магнитные компасы, хронометр, судовые часы и прочие приборы.

Четвертый помощник отвечает за электронавигационные приборы - гирокомпас, лаг, эхолот и пр.

Пятый помощник капитана обеспечивает противопожарную безопасность судна. Он контролирует состояние противопожарной безопасности судна, и соблюдение экипажем противопожарных правил; обеспечивает меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускает эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара; ежесуточно проверяет стационарные и переносные средства пожаротушения, дымоизолирующие приборы индивидуального пользования, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий; следит за состоянием противопожарного имущества и инвентаря, своевременно принимает меры к его ремонту и пополнению до установленных норм.

старший механик

рубка управления энергетической установкой контейнеровоза «Mathilde Maersk»

Старший механик - самостоятельный руководитель машинной команды. Он обеспечивает работу главного и вспомогательных двигателей, главного редуктора, валопроводов, опреснителей, общесудовых систем, вспомогательных механизмов, механической и гидравлической части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механической части палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механических средств бытового назначения, системы кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации, румпельного отделения, механических мастерских, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения.

Второй механик - его помощник и заместитель. Обеспечивает надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств трюмных систем. Контролирует наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы.

Третий механик отвечает на судах за работу дополнительных двигателей.

Четвертый механик отвечает за палубные механизмы и систему вентиляции.

Старший электромеханик отвечает за работу электро-механизмов и электрической сети. В ведении старшего электромеханика находятся источники электроэнергии: главные и вспомогательные генераторы на судне с электродвижением, генераторы с автономным приводом и валогенераторы на судах без электродвижения, аварийные станции электропитания с берега, гребная электрическая установка, главный и аварийный распределительные щиты, другие распределительные устройства; электрооборудование постов и пультов управления, электрические (электронные) части систем и устройств автоматики, в том числе систем с дистанционным управлением, всех видов сигнализации и защиты; сети канализации тока, размагничивающие устройства, электроприводы с пускорегулирующей и защитной аппаратурой механизмов машинно-котельного отделения, общесудового и производственного назначения; электрическая часть рулевой установки (включая авторулевую), машинные телеграфы и аксиометры, телефония, аккумуляторы с зарядными устройствами и электроизмерительные приборы своего заведования, освещение, электрооборудование бытового назначения.

Старший электромеханик обеспечивает безопасную организацию работ, надежную работу и поддержание в надлежащем техническом состоянии механизмов, устройств, систем, оборудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации; следит за режимом работы электро-механизмов.

Боцман - начальник палубной команды. Находясь на баке, руководит всеми работами во время постановки и съемки с якоря и швартовки. Во время спуска на воду шлюпок, хозяйственных работ, такелажных работ распоряжения боцмана - закон.

Судовой доктор , в ведении которого находится лазарет, амбулатория и все, что служит здоровью экипажа судна .

Все вышеперечисленные должности - от старшего помощника до судового доктора - это командный состав судна. Но существует еще и судовая команда. Начну с тех, кто работает под руководством боцмана на верхней палубе.

Подшкипер (шкипер) - помощники боцмана по хозяйственной части.
Старший матрос выполняет на судне столярные работы, принимает пресную воду, руководит швартовкой на корме.
Старший рулевой стоит на руле, в том числе обязательно во время сложного маневрирования (вход в порт, прохождение узких мест).
Матрос 1-го класса должен уметь стоять на руле, пользоваться сигнальными флагами и семафором, управлять шлюпкой под парусом. Выполняет все такелажные и малярные работы.
Матрос 2-го класса должен уметь грести на шлюпке, вязать морские узлы, управлять лебедкой и шпилем, убирать помещения, подкрашивать и оббивать ржавчину, пользоваться семафорными флагами.
Матрос-водолаз выполняет подводные работы, а также работает на судне как матрос.

В машинном отделении судна возле котлов и моторов, в трюмах работают: старший котельный машинист, мотористы, помповый машинист и электрики.

На камбузе, на складах, в пассажирских каютах и коридорах рабочие места кладового, старшего кока, камбузника, буфетчика, матроса и обслуживающего персонала.

директор круиза

Земснарядов , техник радионавигации и электрорадионавигатор.

посчитав все морские профессии, получается, что судно это на самом деле плавучий город

Поделиться: