Презентация логопеда для педагогов доу "звуки и буквы" презентация к уроку по обучению грамоте на тему. Интерактивная презентация к занятию по обучению грамоте в подготовительной группе Презентации обучение грамоте старших дошкольников

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Звуки и буквы. Учитель-логопед: Бульбова Татьяна Сергеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - "П О Л Я Н К А" Детский сад комбинированного вида №55

Звуки речи.

Гласные звуки и буквы. В русском языке много загадок. Вот одна из них. В нашем языке 6 гласных звуков: (а), (о), (у), (ы), (и), (э). А букв для обозначения этих звуков на письме десять: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

Послушайте внимательно, как мы произносим некоторые звуки. Но это бывает не всегда. Послушайте слова: ряд, взлёт, билет, рюкзак. В этих словах буквы я, е, ё, ю обозначают один звук!

Посмотри, какое место в слове занимают буквы е, ё, ю, я, и ты узнаешь, сколько звуков они обозначают – два или один!

Согласные звуки и буквы. В русском языке 36 согласных звуков. Так же как и некоторые гласные, большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий. Остальные согласные звуки могут быть или только мягкими или только твёрдыми.

В русском языке 6 пар согласных, которые похожи по произношению, но одни звонкие, а другие глухие. Эти названия появились неспроста. Парные согласные Закройте уши ладонями и произнесите звуки первого столбца. Чувствуете, звуки произносятся так, что в ушах слышится звоночек - отсюда и название: звонкие. При произнесении согласных второго столбика этого звоночка не слышится, поэтому и называются они - глухие. Проведём небольшой эксперимент!

Непарные согласные

Памятка для детей и взрослых. .

Из звуков состоят слова. Звуки звучат по-разному и, похоже. Они произносятся в определенной последовательности. По длительности звучания слов – короткие и длинные. Соответственно в них звуков много и мало. Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука – жжж. Затем это звук – жжж. Методика проведения звукового анализа слова

Методику звукового анализа создал на опыте других известных исследований психолог Д.Б. Эльконин. Он разработал позиционный принцип чтения. Его задача – научить детей ориентироваться на последующую букву. Т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твёрдые.

Этапы звукового анализа 1. этап. Интонационное выделение звуков. Важно! К схеме звукового анализа надо обращаться тогда, когда дети научаться интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове. Алгоритм (последовательность выполнения) – слово ау произносится протяжно – выделяется 1 звук ааа – выделяется 2 звук ууу.

Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность, фишка. И Эльконин предложил моделировать слова в виде картинки-схемы звукового состава. На картинке изображен предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового анализа в виде горизонтальных клеток по числу фонем. Вместе со схемой детям дается несколько цветных фишек. Например, картон, пластик; круглый, квадратный. Фишками заполняется схема на основе последовательного выделения звуков.

Алгоритм – выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой - выделение согласного звука + отметка на схеме фишкой. На этом же этапе происходит установление места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение. Важно правильное ударение, иначе слово нельзя будет узнать и понять. Алгоритм – выделение ударного слога – выделение ударного гласного звука + отметка на схеме места ударения. 2. этап. Дифференциация гласных, согласных звуков.

Алгоритм – выделение согласного звука + определение мягкости-твердости + отметка на схеме определенной фишкой. Дети определяют мягкие и твердые звуки. Объяснить это можно разными способами. Например, Л.Е. Журова делает это в игровой форме. Парные звуки называются «Братцами», твердые звуки – «Сердитыми», мягкие звуки – «Добрыми». 3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости 4. этап. Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме.

Приемы обучения звуковому анализу слов Интонационно выделить 1,2… звук. Интонационно выделить заданный звук. Какой первый гласный (согласный) звук, какой второй… сколько всего гласных, согласных?.. Последовательное произнесение звуков индивидуально и хором. Схематическое изображение. Карточка с изображением предмета и схемой звукового анализа, набор фишек разного цвета. Этот материал позволяет детям от механического чтения перейти к осознанному. Лучше сначала использовать те слова, которые читаются так же, как и пишутся (мама, чашка). Подбор слов с заданным звуком (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, схем, по словесным заданиям). Эстафета с условным предметом, который передается, например, цветок. Педагог произносит слово, затем кладет цветок перед ребенком – он называет 1 звук слова. Кладет цветок перед другим ребенком – тот называет 2 звук и т.д.

Шершавые буквы, рамки вкладыши с буквами. Хороши тем, что их можно потрогать, прочувствовать все изгибы. Доказано, что это стимулирует ребенка к их написанию. Упражнения типа «Назови звуки моего слова», «Добавь звук к моему слову», «Предметы вокруг нас» (назвать предметы с заданным звуком, кто больше, быстрее). Игра «Магазин игрушек», «Кто быстрее увидит предметы в названии, которых есть заданный звук». Игры по типу «Сколько букв и звуков в словах» , «Посчитай гласные и согласные в слове», «Подбери слово к схеме», «Подбери к картинкам схемы». Игра «Хор». Дети, изображающие звуки, произносят их вместе. Прийти к выводу, что звуки в слове надо произносить друг за другом. Игра-упражнение «Я задумала звук». Отгадать его можно задав только 7 вопросов.

Некоторые рекомендации педагогам Многократно повторять и слушать слово воспитателю и детям; Произносить звуки в слове так, чтобы слышно было каждый из них, интонационно их выделять. Давайте детям возможность самим узнать, что нужно для того чтобы услышать звук. Каждый раз произносить звук, слушать, давать характеристику, условно обозначать, определять ударный слог, проверять, прочитывать запись. Использовать буквы в самую последнюю очередь, когда четко разберетесь со звуками вместе с детьми. Можно, чтобы не путаться самим и не путать детей в определении звуков и букв – называть не согласная (гласная) буква, а буква согласного, буква гласного (так рекомендуют лингвисты, это истина). Пусть перед глазами будет подсказка в правильном названии букв:

А – а Б – бэ В – вэ Г – гэ Д – дэ Е – е Ё – ё Ж – жэ З – зэ И – и Й – и краткое К – ка Л – эл М – эм Н – эн О – о П – пэ Р – эр С – эс Т – тэ У – у Ф – эф Х –ха Ц – цэ Ч – че Ш – ша Щ – ща Ъ – твердый знак Ы – ы Ь – мягкий знак Э – э Ю – ю Я - я

Спасибо за внимание!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по обучению грамоте дошкольников Составитель: Литовченко В.С.

Найди лишний предмет (обрати внимание на первые гласные и согласные звуки).

Найди лишний предмет (обрати внимание на последние звуки).

Найди лишний предмет (обрати внимание на мягкие и твёрдые согласные первые звуки).

Найди лишний предмет (обрати внимание на количество слогов в слове).

Найди лишний предмет (обрати внимание на первые звуки слова).

Составь схему слова Ж У К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

Цель: Расширять знания детей профессиях Задачи: vФормировать представления о профессии на основе ознакомления с конкретными предметами труда vРазвивать навык рассматривать предметы, выделяя особенност...

Электронный образовательный ресурс Дидактическая игра "Назови лишний предмет"

Игра «Назови лишний предмет» увлекательная и развивающая игра. Способствует развитию у ребенка внимания, логического мышления, обобщения и повышает словарный запас....

Наталья Камилова
Интерактивная презентация к занятию по обучению грамоте в подготовительной группе

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель : выявление уровня знаний детей; готовности к школе.

Программное содержание :

закреплять умение образовывать имена прилагательные от имен существительных;

закреплять умение детей делить слова на слоги, подбирать слова с заданным слогом, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;

развивать умение проводить звуковой анализ слов : различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; определять место звука в слове; соотносить слово с заданной моделью;

упражнять в подборе слов с заданным звуком;

создать хорошее настроение, воспитывать, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Ход занятия:

Эмоциональная настройка.

В : – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д : – Хорошее, радостное, веселое.

В : – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Беседа о времени года.

В : – Ребята, какое время года наступило?

Д : – Наступила весна.

В : – Весна какая?

Д : – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В : – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д : – Март, апрель, май.

В : – Какой сейчас месяц?

Д : – Сейчас месяц апрель.

Постановка учебной задачи.

Д : – Вся страна отмечала день Космонавтики.

В : – Сегодня у нас будет необычное занятие : мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи . Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем , какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором) : – Ракета.

В : – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. (Слайд 1) Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»

В : – Нам надо занять свои места , а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В : – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места , приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, нам нужно ответить на все вопросы задания.

Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом) . Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным) .

В : – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А) . (Слайд 2) Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Готовимся к взлету, встаем около своих мест

В : - включить моторы

Д : - поднимают руки в стороны не высоко, произносят низкий звук УУУУУУ

В : - набираем высоту

Д : - поднимают руки на уровне плеч, звук УУУУУУ произносят выше

В : - взлетаем высоко

Д : - руки вверх, высокий звук УУУУУУ

В : - Ракета набрала высоту и поднялась вверх

Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться.

Деление слов на слоги.

В : – На нашем пути три планеты – «Слогознайки» . (Слайд 3) На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.

Д : – Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь. Эти слова состоят из одного слога

Д : – Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. Эти слова состоят из двух слогов.

Д : – Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Эти слова состоят из трёх слогов.

В : – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З) (Слайд 4)

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором) : – Дыра. (Слайд 5)

Звуковой анализ слов.

В : – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

В : – Сколько слогов в слове дыра?

Д : – В слове дыра два слога ды – ра.

В : – Назовите первый звук в этом слове.

Д : – Первый звук Д.

В : – Дайте характеристику звуку [ д ].

Д : – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В : – Назовите второй звук в слове дыра.

Д : – Второй звук [ ы ].

В : – Охарактеризуйте этот звук.

Д : – Звук [ ы ] гласный

В : – Какая третий звук в слове дыра?

Д : – Третий звук [ р ].

В : – Дайте характеристику этому звуку.

Д : – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В : – Какой последний звук в слове?

Д : – Звук [ а ].

В : – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д : – Звук [ а ] гласный

В : – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) (Слайд 6) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

В : – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором) : – Комета. (Слайд 7)

В : – На хвосте кометы разместились слова, в которых находится звук К

Игра «где спрятался звук» (Слайд 8)

Ребята я буду показывать картинку, вы внимательно смотрите и произносите, что изображено на картинке и ищете - где спрятался звук в начале слова, в конце, в середине.

В : – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У) . (Слайд 9) А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д : – Звёзды.

Гимнастика для глаз (Слайд 10)

В : – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам

Игра «Составь слова из слогов» . (Слайд 11)

В : – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова : МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова) .

В : – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (К) . (Слайд 12)

В : – Чтобы узнать какую книгу похитили пираты, мы с вами должны выполнить еще одно задание.

«Прочитай слово по первым звукам» (Слайд 13)

Д : – АЗБУКА.

В : – Молодцы, и за это задание мы получаем последнюю звезду (А) (Слайд 14) и сможем узнать правильно ли мы отгадали слово. Внимание! - (Слайд 15)

В : – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка , а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова :

Д (хором) : – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

В : – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии ?

Д : – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

В : – За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски. На этом наше занятие окончено , попрощайтесь с гостями.

Д : – До свидания.




Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: сформированность звуковой стороны речи; сформированность фонематических процессов; готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи; знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой; владение навыками послогового чтения.
























Рекомендации по обучению грамоте детей. 1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. 2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения. 3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух. 4. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук. 5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать. 6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы. 7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7 летних детей составляет минут. 8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах. 9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.



Поделиться: