Гоголь сатирик в комедии ревизор. Сочинение на тему: Сатира в произведении Гоголя Ревизор. Сочинение по произведению на тему: Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя «Ревизор»

В замечательном реалистическом произведении Н. В. Гоголя "Ревизор" раскрывается мир мелкого и среднего русского чиновничества первой половины XIX века. Гоголь писал о замысле комедии "Ревизор": "В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем".

В мир тихого провинциального городка, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь" вводит читателя комедия Гоголя. "Пренеприятное известие" о приезде тайного ревизора, о чем в начале пьесы сообщает городничий своему окружению, имеет взрывное действие в размеренное течение жизни в городе. Сюжет, задуманный Гоголем, позволяет глубоко раскрыть пороки, поразившие всю чиновничью среду.

"Ревизор" стал комедией, где выведены на сцену истинно русские характеры и вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его "Ревизор" приобрел силу исторического документа. В комедии представлена целая "корпорация разных служебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, усиливающих характеристики персонажей. Гоголевский город представляет собой "пирамиду": на вершине ее, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское общество, и свое общественное мнение, и свои поставщики новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.

Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие - ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии. Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает городничий чиновникам насчет мер предосторожности в связи с ожиданием ревизора, не относится к существу вверенного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дает критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа.

Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно"; Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей"; Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет"; Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен"; почтмейстер: "Простодушный до наивности человек". Яркие портретные характеристики даны также и в письме Хлестакова своему приятелю в Петербург. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ермолке".

Гоголь подчеркивает, что главной и единственной моралью господствующего режима являлось лишь внешнее приличие: любую болезнь, любую язву можно "в сапог - и никто не увидит". Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, презрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они "как мухи выздоравливают".

Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В. Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными из-за полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего. Несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и т. п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое, и даже банальное, объяснение всего произошедшего, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать несколько слов об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи всего своего окружения. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…"

Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: городничий, ломая принцип так называемой четвертой стены, обращается прямо в зал: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь". Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы России. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: "Всем досталось, а больше всех мне!"

И в итоге немая сцена: словно громом пораженные замерли обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. И гроза, очищающая гроза, смывающая грязь, именно она накажет порок и наградит добродетель. Свою веру в справедливость высшей власти в этой сцене отразил Гоголь, бичуя этим, по высказыванию Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Пафос немой сцены, почему-то, не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.

Шквал критики вызвала комедия Гоголя после постановки на сценах театров, ведь в ней автор сломал все каноны драматургии. Но основное недовольство критиков вызвало отсутствие в комедии положительного героя. Гоголь напишет в ответ на это в "Театральном разъезде": "…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был - смех". Именно с его помощью автор обличает и высмеивает мир лишенных совести и всякой ответственности казнокрадов.

А представленные в комедии образы чиновников играют важную роль в раскрытии авторского идейно-художественного замысла. Великий драматург с их помощью обличает не столько чиновничество уездного города, сколько всю бюрократическую систему России.

Н. В. Гоголь вошел в историю русской литера-туры как великий писатель-реалист. В своих бессмер-тных произведениях он правдиво показывал совре-менную автору Россию, бичевал уничтожающим сме-хом «пошлость пошлого человека». Сатирическое перо Гоголя было направлено против уродливых яв-лений в русской жизни З0-х годов X I X века. Од-ним из таких явлений был огромный чиновничий ап-парат, который высмеивал писатель в своей знаме-нитой комедии «Ревизор».

Действие в комедии происходит в маленьком уездном городе в начале 30-х годов прошлого столе-тия. Этим городом управляет группа чиновников, ко-торые вместе и составляют единый центральный образ комедии - чиновничье общество. Друзья-чи-новники объединены общими угодливыми чертами, манерой поведения, а индивидуальность каждого только подчеркивает родство всех образов. Харак-терные черты уездных чиновников- это взяточниче-ство, казнокрадство. Городская казна рассматрива-ется чиновниками в качестве их собственного кар-мана. Можно сказать, что забота о кармане являет-ся в этом обществе главной. Каждый из чиновников думает только о собственном благополучии и про-цветании, поэтому в городе царят грязь и запусте-ние. Взятки берут все без исключения, в уездном чиновничестве это считается вполне нормальным за-нятием. Никого из чиновников не мучает совесть, они только боятся наказания за свои «грешки». Гоголь сатирически показывает всю глупость, невежество, бездарность этих людей: Чиновничество в комедии -это общество лицемеров и подхалимов, готовых на любую подлость ради личной выгоды. Особую роль в городе играет городничий. Он главный человек в уезде, поэтому прямо виновен в том, какие беззако-ния творятся там. Городничий - человек неглупый и хитрый, но его хитрость направлена только на со-вершение подлостей. Он гордится тем, что обманул уже нескольких ревизоров, весь город этот человек обложил поборами, держит в страхе купечество и простой народ. Достаточно посмотреть, как городни-чий общается с Хлестаковым или с приятелями-чи-новниками, чтобы понять, какой это лицемер и под-лец. Но он не одинок. Такой же подлец и мошенник -уездный судья, который слывет в городе «вольнодум-цем», потому что «прочитан пять или шесть книг». Чиновники считают судью очень образованным и красноречивым, он «охотник большой на догадки». Однако глупость Ляпкина-Тяпкина, проявляющаяся в его «догадках», видна даже его приятелям. Каким же было все уездное чиновничество, если так глуп самый умный из его представителей?! Кроме того, судья - это яркий тип бездельника в чиновной сре-де. Он не занимается судебными делами, зато очень любит охоту, поэтому взятки берет борзыми щенка-ми. В свое оправдание Ляпкин-Тяпкин делит «греш-ки» на большие и маленькие, однако боится приез-да ревизора не меньше, чем городничий. Судья-лицемер и подхалим, но эти качества ярче проявля-ются в образе другого чиновника - Земляники. Он попечитель богоугодных заведений, где больные «мрут, как мухи», а главный врач-немец совсем не знает русского языка. Чувствуя, что его могут нака-зать за подобное отношение к прямым обязаннос-тям, Земляника постоянно старается попасться на глаза Хлестакову, в разговоре с ним все время при-бавляет почтительное «-с». Он приходит на прием к мнимому ревизору последним и доносит на всех сво-их приятелей-чиновников. Земляника делает донос, чтобы спасти свою шкуру, но при этом он прикрыва-ет свою подлость патриотическими соображениями, старается выглядеть борцом за правду.

Дополняют эту картину почтмейстер Шпекин и смотритель улиц Хлопов. Шпекин бесконечно глуп, он расширяет свой кругозор, читая письма, приходя-щие на почту. Почтмейстер даже не понимает, что поступает подло, он «простодушный до наивности человек». Шпекин легко соглашается на любую под-лость по своей бездумности и легкомыслию. Яркая черта Хлопова - трусость. Он настолько труслив и робок, что в разговоре с Хлестаковым у Хлопова от-нимается со страху язык. Панический страх этого чиновника виден уже в его первой реплика в коме-дии: «Господи боже, еще и с секретным предписани-ем!» Грустно думать о том, на каком уровне было просвещение в уезде, если этим занимался такой горе-чиновник!

Гоголь высмеивает пятерых чиновников, но это только маленькая частица бюрократической маши-ны, имеющей такие уродливые черты. Российское чиновничество было тормозом для страны, мешало развитию государства и общества. Чиновничий ап-парат изжил себя, считает Гоголь, его необходимо полностью реформировать ради благополучия всей России.

Комедия «Ревизор» - одно из лучших произведе­ний Н. В. Гоголя. Сюжет комедии был подсказан ему А. С. Пушкиным. Благодарный Пушкину, Гоголь ут­верждал, что его комедия будет «смешнее черта». Смех, действительно, пронизывает каждый эпизод, каждую сцену комедии. Однако это особый смех, смех сквозь слезы, смех обличающий. Гоголь выводит дей­ствие комедии за рамки анекдотического случая. В комедии «Ревизор» он создал галерею невероятно смешных персонажей. При этом все они оказались легко узнаваемыми типами людей. Это подтвердил даже царь Николай. После одной встречи с провинци­альными чиновниками он сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю...», - а потом доба­вил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».

Гоголь действительно нарисовал не просто чинов­ников отдельно взятого уездного города. Он создал со­бирательные, типичные образы.

Итак, возглавляет город Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий нечист на руку, без зазрения совести обирает купцов, потворствует безза­конию, не выполняет свои служебные обязанности, мошенничает, растрачивает казенные деньги. Город под руководством Антона Антоновича погряз не толь­ко в беззаконии, но и в грязи. Кругом мусор, пьянст­во, безнравственность. Городничий оказывается в ду­раках, когда узнает, что Хлестаков вовсе не ревизор, а сам он - не будущий тесть высокопоставленного пе­тербургского чиновника. Антон Антонович смешон. Гоголь беспощадно бичует казнокрадство, корруп­цию, злоупотребление служебным положением. В лице жены и дочери Сквозник-Дмухановского автор высмеивает пустое кокетство и глупость.

О судье Ляпкине-Тяпкине писатель уже в «Замеча­ниях для господ актеров» иронично замечает, что тот прочел «пять или шесть книг», а Хлестаков в своем письме называет судью человеком дурного тона. По роду службы Ляпкин-Тяпкин призван вершить пра­восудие. Но вместо этого он сам нарушает закон - бе­рет взятки, о чем говорит открыто. Ляпкин-Тяпкин закрывает глаза на многие судебные беспорядки. На­пример, на гусей с гусятами, разведенных в передней. Ему просто некогда этим заниматься. Судья не выпол­няет свои служебные обязанности, он предпочитает «ездить за зайцами» да навещать жену Добчинского. Попечитель богоугодных заведений Земляника - большой «проныра и плут»; он очень услужлив и сует­лив. С необычайной расторопностью Земляника предлагает Хлестакову свой донос на недавних приятелей изложить на бумаге. Думается, взамен он надеется получить прощение собственных грешков, а их у попечителя Богоугодных заведений немало: больные ходят в грязных колпаках, вместо габерсупа везде и всегда на обед капуста, лекарств дорогих нигде не употребляется. Отведенные на богоугодные цели деньги прямиком плывут в карман Земляники.

Почтмейстер Шпекин «простодушный до наивности». Это авторское определение полно сарказма. Шпекин обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память, чтобы потом почитать на досуге вслух своим знакомым.

В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю назвал «Ревизора» «корпорацией разных служебных воров и грабителей», и эта оценка очень справедлива. Персонажи комедии прекрасно осознают свои грехи и оказываются настолько перепуганными вестью о приезде ревизора и о возможном разоблачении, что принимают за проверяющего из столицы обычного мелкого чиновника.

Хлестаков – молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и «без царя в голове». Уже в этом описании звучит едкая авторская насмешка. Хлестаков – обычный вертопрах, гуляка, фанфарон. Он пускает по ветру отцовские деньги, думает только об удовольствиях и нарядах. Кроме того, это неутомимый врун. Он на дружеской ноге с «самим» начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором, он живет в бельэтаже. Уже эта ложь заставляет присутствующих оцепенеть, а Хлестаков входит в настоящий азарт и просто захлебывается от своих феерических фантазий: он близко знаком с Пушкиным, сам пишет; его перу принадлежат известные произведения, его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы… Не задумываясь о последствиях, Хлестаков начинает откровенно приставать к жене и дочери городничего и даже обеим обещает жениться. Он не задумывается ни над своими словами, ни над своими поступками.

Действие комедии происходит в обычном уездном городе. Гоголь не дает ему названия, подчеркивая этим, что он нарисовал Россию в миниатюре, что по­добные нравы распространены по всей стороне рос­сийской. Везде, по утверждению писателя, воруют, мошенничают, бездельничают, берут и дают взятки, и это особенно горько. Гоголь не смешит, а жестоко вы­смеивает, бичует пороки современного ему общества. Но мог ли он знать, что в строках его комедии чита­тель двадцать первого века с болью будет узнавать и современную Россию, где правят балом сквозник-дмухановские, ляпкины-тяпкины, земляники?..

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» - заме-
чательное реалистическое произведение, в
котором раскрыт мир мелкого и среднего чи-
новничества России второй четверти XIX ве-
ка. Сам так писал о замысле этой ко-
медии: «В «Ревизоре» я решился собрать в
одну кучу все дурное в России, какое я тог-
да знал… и за одним разом посмеяться над
всем».
Комедия вводит читателя и зрителя в
мир тихого провинциального городка, откуда
«хоть три года скачи, ни до какого государст-
ва не доедешь». Размеренное течение жизни
в городе взрывает «пренеприятное известие»
о приезде тайного ревизора, о чем в начале
пьесы сообщает городничий своему окруже-
нию. Задуманный Гоголем сюжет позволил
ему глубоко раскрыть пороки, поразившие
провинциальную чиновничью среду.
Узнав о предстоящем визите государст-
венного инспектора, все чиновники города
тут же направляют свои усилия на соблюде-
ние внешней благопристойности. Мы видим,
что ни одно из распоряжений городничего в
связи с приездом ревизора не содержит ни-
чего дельного по существу - все направлено
лишь на соблюдение внешних приличий. По-
этому вместо того чтобы заниматься решени-
ем насущных задач города, чиновники на-
правляют свои усилия на наведение «поряд-
381
ка» (снятие охотничьего арапника, висевшего
в присутствии, уборки улицы, по которой по-
едет ревизор). «Насчет же внутреннего рас-
поряжения и того, что называет в письме Ан-
дрей Иванович грешками, я ничего не могу
сказать. Да и странно говорить: нет человека,
который бы за собою не имел каких-нибудь
грехов. Это уж так самим Богом устроено», -
говорит городничий.
На примере городничего полно рас-
крывает «все дурное», что характеризовало
чиновника того времени. По-моему,
очень емко охарактеризовал этот персонаж
комедии, сказав, что городничий «более
всего озабочен тем, чтобы не пропустить то-
го, что плывет в руки». Это не какой-нибудь
глуповатый чиновник. Городничий - чело-
век здравого смысла, хитрый и расчетливый
во всех делах, аферах и мошенничествах. Он
чувствует себя в городе полновластным хо-
зяином. Возглавляя целую «корпорацию раз-
ных служебных воров и грабителей», город-
ничий считает взяточничество вполне нор-
мальным явлением. Например, он за взятку
освободил от рекрутчины сына купчихи, от-
дав вместо него в солдаты мужа слесарши
Пошлепкиной.
Для городничего не существует никаких
моральных и других ограничений: он может
праздновать именины два раза в год, чтобы
получить больше поборов с купцов, он кладет
себе в карман деньги, отведенные на строи-
тельство церкви, представив отчет о том, что
она «начала строиться, но сгорела». Не счита-
ясь с простым людом, «купечеством да граж-
данством», городничий совсем иначе ведет
себя с «ревизором» Хлестаковым. Он заиски-
вает перед ним, угождая на каждом шагу.
И умудряется «ввернуть» ему вместо двухсот
рублей четыреста.
Сатира Гоголя также безжалостна и к ок-
ружению городничего. В каждом из чиновни-
ков автор подчеркивает какую-нибудь особен-
ность, создавая тем самым индивидуальные
портреты. Например, судья Ляпкин-Тяпкин
за всю свою жизнь прочел пять или шесть
книг и «поэтому несколько вольнодумен». «Об-
разованность» судьи позволяет ему держать-
ся независимо с городничим, и, что еще важ-
нее, - подводить под взяточничество «идей-
ное обоснование». Попечитель богоугодных
заведений Земляника, «человек толстый
но плут тонкий», нагло обворовывает,больных
о которых, напротив, должен бы заботиться
Но он не утруждает себя: «Человек простой
если умрет, то и так умрет; если выздоровеет
то и так выздоровеет». Смотритель уездны?
училищ Хлопов - насмерть запуганный че-
ловек, испытывающий трепет перед одни*
только именем начальника. «Заговори со мно#
одним чином кто-нибудь повыше, у меня про-
сто и души нет, и язык как в грязь завязнул»
признается Лука Лукич. Ничуть не лучик
этих персонажей «простодушный до наивнос-
ти человек» почтмейстер Шпекин, познающий
жизнь из вскрываемых им чужих писем.
Комедия знакомит читателя не только (
чиновниками уездного города, но и с мелкий
петербургским чиновником Хлестаковым, ко-
торого приняли за тайного ревизора. Это!
персонаж отличается стремлением казаться
«чином повыше» и способностью «блистать
среди себе подобных при полной умственной
и духовной пустоте». «Микроскопическая
мелкость и гигантская пошлость» - так оп-
ределил В. Г. Белинский основные черты
хлестаковщины, характеризующие чиновни-
чество России того времени. Вначале Хлес-
таков не понимает, за кого его принимают,
и наслаждается «приятностью» своего нового
положения. Он сочиняет небылицы ‘о своем
высоком положении в Петербурге, что назы-
вается, пускает пыль в глаза. Причем, как
пишет , Хлестаков «не лгун по ремес-
лу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам
почти верит тому, что говорит». Именно Хле-
стаков - идеал человека в своем общест-
ве - стал самым ярким образом чиновника
того времени, символом эпохи.
Все созданные Гоголем в комедии «Реви-
зор» образы чиновников воплощают типич-
ные черты, характерные для государствен-
ных служащих николаевской России. Поми-
мо пошлости и двуличия, они отличаются
крайне низкой образованностью - Хлеста-
ков выдает себя за писателя, создавшего ро-
ман «Московский телеграф». На самом деле
так назывался известный общественно-лите-
ратурный журнал. Но столь очевидная неле-
пость осталась незамеченной в среде уезд-
ного чиновничества. Объединяют основных
персонажей комедии и их занятия - попой-
ки, картежные игры и сплетни. К тому же, как
видим, никого из них нельзя назвать честным
человеком, который трудится на благо своей
родины, что, собственно, и является целью
государственной службы.
Сатира Николая Васильевича Гоголя на-
правлена на то, чтобы показать истинное лицо
чиновничьей России и тем самым попытаться
что-либо изменить. Сам говорил о ко-
медии «Ревизор» как о произведении, «замы-
шленном с целью произвести доброе влияние
на общество». Мне кажется, что писателю это
удалось. Комедия сразу же стала одним из са-
мых популярных произведений своего време-
ни, что говорит о близости к жизни описанных
в ней событий и реалистичности персонажей.

В октябре 1935 года Гоголь обратился к Пушкину с просьбой дать ему какой-нибудь «чисто русский анекдот» в качестве сюжета для комедии. Пушкин поделился с Гоголем сюжетом о чиновнике, который в провинциальном городе был принят за важную государственную особу. Перо Гоголя превратило анекдот в комедию огромного обобщающего смысла.

Действие комедии разворачивается в глухом провинциальном городке, но порядки, укоренившиеся в нем, и происходящие события показаны не как частное явление, а как следствие крепостнической и бюрократической системы России. Нарисованный Гоголем мир отражает важнейшие части этой системы: суд, народное образование и просвещение, больницы, полиция, почта…

Предметом осмеяния выступают власти города, ожидающие в связи с приездом ревизора расплаты за свои темные делишки… Гоголь подчеркивал, что «испуг каждого из действующих лиц не похож один на другой, как не похожи их характеры». У них у каждого неповторимые индивидуальные особенности. Так, например, карикатурное «вольтерьянство» судьи Ляпкина-Тяпкина, прочитавшего на своем веку 5 или 6 книг и «потому несколько вольнодумного», чрезвычайного охотника до «глублокомысленных догадок» и подводящего под свое взяточничество некое идейное основание: «я говорю все открыто, что беру взятки, но чем!... Борзыми щенками. Это совсем иное дело!». Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, - большой «проныра и плут», он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин – «простодушный до наивности человек», обожающий читать чужие письма, наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память и читает вслух своим знакомым. Наиболее разносторонне раскрыт характер городничего. Он, «более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки». Ему вверен город, и он распоряжается в нем полновластно, сделавшись главой целой корпорации мошенников. Он считает взяточничество вполне естественным явлением, определяемым только чином и общественным положением взяточника. «Смотри! Не по чину берешь!» - говорит он квартальному. Он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви. В ожидании ревизора он вначале держится достаточно бодро, надеясь обмануть и его. Панический страх охватывает городничего лишь при вести, что ревизор инкогнито живет в городе две недели. Гоголь достигает замечательного комического эффекта, показывая поспешные старания «отца города» кое-как прикрыть «дыры и прорехи». Заискивая перед высокой государственной особой, городничий ловко подсовывает Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста и радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе. Но Гоголь неслучайно выбирает для действия комедии этот ничем непримечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивает, что подобные нравы распространены по всему государству, и в этом городе, как в капле воды, отражалась вся Россия. Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи. Поэтому смех Гоголя – это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.

Герцен сказал: «Никто и никогда до него не написал такого полного курса патологической анатомии русского чиновника. Смеясь, он безжалостно проникает в самые сокровенные уголки этой нечистой, зловредной души».

Поделиться: